Часть полного текста документа:Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Лаврентьева М. В. Методы и методики исследования Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Некоторые исследователи относят проявления эмпатии у детей к 1,5-2 годам, когда ребенок стремится утешить расстроенного человека, зачастую делая это неадекватными способами: например, предлагает конфету ребенку, который упал и ушибся. При этом подобное поведение проявляется по отношению к тем людям, которых дети хорошо знают, - родителям, близким родственникам, воспитателям, друзьям. Хотя это, скорее всего, не является эмпатией в полном смысле этого слова. Известный отечественный психолог А. В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию. На ранних стадиях психического развития закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. (В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному полутора-трехлетнему малышу расплакаться, как его "поддержат" своим дружным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке детского сада или на детской площадке). По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты - моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента: - когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации), - эмоциональный (я со-чувствую ему), - поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние). В нашей повседневной жизни все три компонента слиты. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента были выбраны следующие методы: (наблюдение, эксперимент; беседа; анализ продуктов деятельности детей, методы математического анализа и статистики) и методики. Методика 1. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения. Диагностический материал: картинка с нелепым изображением. Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 4 - 7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и предлагает найти несоответствие. В протоколе фиксируют ответы ребенка, его эмоциональные реакции. Обработка данных: Оценивают адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки. Методика 2. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам. Диагностический материал: Картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке. Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 3-6 лет. ............ |