Автономная некоммерческая организация
Владимирский институт бизнеса
Кафедра "Экономической теории"
Курсовая работа
по дисциплине "Экономическая теория"
на тему "Экономика высшего образования в России: проблемы и перспективы"
Выполнила:
студентка факультета "Информационных
технологий и менеджмента"
специальности "Менеджмент организации"
заочной формы обучения
1 курса гр. ЗМВ-117 Сальникова М.С.
Проверила: к.э.н. Жуковская И.Ф.
Владимир
2008
Содержание
Введение. 3
1. Состояние системы высшего образования в России. 5
2. Образование как отрасль экономики. 13
2.1 Образование как экономическая субстанция. 13
2.2 Образование как производственный процесс. 16
2.3 Образование как услуга и товар. 16
2.4 Рынок образовательных услуг. 23
3. Зарубежный опыт поддержки высшей школы.. 29
3.1 Зарубежный опыт реформ в образовании. 29
3.2 Формирование европейского образовательного ареала. 29
3.3 Новые подходы к финансированию в эпоху массового образования. 33
3.4 Возрастание роли внебюджетных средств. 34
4. Перспективы развития высшего образования в России. 45
Заключение. 54
Список литературы.. 55
Введение На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает “человеческий фактор”, способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии тотальной грамотности, высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования.
В первую очередь, это утверждение верно для системы профессионального, высшего образования. Российскому государству необходима четко функционирующая система подготовки высокоинтеллектуальных специалистов, которые будут способны эффективно работать в высокотехнологичном производстве XXI века.
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной. ............