Часть полного текста документа:Экономика. Основные понятия. Конкурентная Борьба. Формы, методы, стратегия. Конкурентное поведение предприятия. Конкурентная борьба - соперничество субъектов рыночной эк-ки по поводу лучших условий пр-ва и реализации товаров. Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы: все субъекты обособлены друг от друга на основе определ. форме собственности; зависимость субъектов рын. эк-ки от рын. конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен); несогласованность интересов покупателей и продавцов. Конкурентная борьба является внутренним источником развития рын. эк-ки, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего эк. равновесия и эк. спроса. Эк. равновесие - такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре. Эк. рост - увеличение объема пр-ва во времени. "+": - стимулирует повышение качества продукции, снижение затрат и постоянство продукции; - приводит к повышению концентрации пр-ва. "-": - предполагает потерю труда, затраченного на пр-во отдельных товаров; - создает нестабильность среди субъектов рын. эк-ки (увеличение риска и нестабильность); - приводит к отклонению цен от стоимости по причинам, независящих от предпринимателя. Формы конкурентной борьбы: Внутриотраслевая и межотраслевая: а) Внутриотраслевая охватывает все отрасли, занятые одним видом товаров. Выявляются общественно-необходимые затраты на пр-во данного товара. Это затраты, связанные с обществ. условиями пр-ва. => формируется рыночная цена. б) Межотраслевая - к.б. между отраслями за наиболее выгодное применение капитала. Общественно-необходимые затраты не одинаковы. Норма прибыли также неодинакова. Из тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, т.к. невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей, где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не сравняется (равная прибыль на равный капитал). Меж. к.б. приводит к образованию средней (общей) норме прибыли => образуется цена пр-ва (издержки пр-ва (затраты на покупку рабочей силы и затраты на средства пр-ва) + средняя прибыль на капитал). К.б. между монополиями, крупными корпорациями. а) конкуренция между монополиями; б) к.б. между монополиями и немонополиями; в) к.б. внутри монополий (борьба за источник сырья, за рынки сбыта продукции, за квоту между участниками монополиями). Совершенная и несовершенная к. а) совершенная к.б. Признак: -многочисленность предприятий при пр-ве товара; -масштабы предприятий таковы, что ни одно предприятие не может влиять на цену на рынке; -одинаковое технич. совершенствование средств пр-ва; -идентичное качество; -развитие транспорта, который связывает все рынки данной страны; -такое кол-во покупателей, что весь товар реализуется; -мгновенное получение информации о конъюнктуре рынка; -мгновенная реакция на эту инф.; нет ограничений на конкуренцию. б) несоверш. - такая к., когда отдельные предприятия могут оказывать влияние на результаты к., цены, сбыт и сущ. ограничения: свободная к. отличается от сов. тем, что: -нет инф. одинаковой для всех; -невозможна мгновенная реакция на изменение конъ. рынка; -развитие транспорта не обеспечивает мгновенный перевоз товара; -участники не имеют преимуществ и находятся в равных условиях; монополия алигополия (господство немногих) Методы к.б.: а) ценовая к. ............ |