Часть полного текста документа:Экономика информации Информация является важнейшим фактором для выработки решения. На практике, однако, люди чаще бывают плохо информированы. Узнайте, какими принципами руководствуются люди и организации, принимая экономические решения в условиях недостатка или искажения информации. Роберт Х. Франк (Robert H. Frank), профессор экономики Корнельского университета. Информация является важнейшим фактором для выработки решения. Проиллюстрируем это положение на примере, который в простейшей форме отражает многие интересующие нас вопросы. Когда две лягушки-самцы претендуют на одну самку, то каждая особь должна сделать важный выбор: начать бой или искать другую подругу. Бой связан с опасностью получить раны. Но продолжение поиска тоже может дорого стоить - по меньшей мере, это трата времени; кроме того, нет никаких гарантий, что и следующая возможная подруга не окажется предметом страсти другого самца. При наличии такой альтернативы важнейшую роль играет оценка каждой лягушкой боевых качеств своего соперника. Если противник значительно крупнее, то вероятность победы мала, а вероятность получения ран - велика. Тогда осторожность заставляет продолжать поиск. В противном случае стоит начать бой. Такие решения часто должны приниматься ночью, когда видимость очень плохая. Поэтому лягушки оценивают иные, невизуальные признаки. Наиболее надежным из них является громкость кваканья. Чем крупнее лягушка, тем обычно длиннее и толще ее голосовые связки, а значит, звуки, которые она издает, более громкие и низкие. Услышав ночью такие звуки, лягушка достаточно обоснованно может предположить, что их издает крупная особь Действительно, экспериментально было доказано, что обычная лягушка скорее испугается кваканья низкого тембра, чем высокого. Коммуникации между вероятными противниками Проблема коммуникаций между сторонами, являющимися потенциальными противниками, фундаментально отлична от проблемы взаимосвязей между сторонами, имеющими сходные цели. Лягушки-соперники, о которых говорилось в начале, очевидным образом относятся к первой категории так же, как и две стороны, участвующие в экономическом обмене. Продавец, например, заинтересован в завышении оценки качества своего продукта, а покупатель - в занижении суммы, которую он хотел бы уплатить за этот продукт. Служащий, поступающий на работу, испытывает искушение несколько приукрасить данные о себе и своей квалификации. Пример с лягушками иллюстрирует два важных свойства сигналов вероятных противников: 1. они должны быть труднодоступными для подделки; 2. если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна. Каждый из этих принципов в равной мере важен для понимания того, как экономические агенты собирают и интерпретируют информацию. Сформулируем каждый принцип в примере с лягушками, а затем рассмотрим их применительно к случаям экономического характера. Принцип труднодоступной подделки Чтобы сигналы между противниками заслуживали доверия, они должны быть труднодоступными для подделки. ............ |