Часть полного текста документа:Экономические информационные системы: принципы построения и классификация Корнюшин В.И. Экономическая информационная система - система, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта. Назначение ЭИС: Решение задач обработки данных - обработка и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации для управления экономическим объектом (регулярно или по запросу). Автоматизация конторских работ - ведение картотек, обработка текстовой информации, машинная графика, электронная почта и связь. Задачи, основанные на методах искусственного интеллекта - для принятия управленческих решений. Моделируют действия специалистов предприятия при принятии решений. Принципы построения и функционирования ЭИС: 1) соответствие - ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью; 2) экономичность - экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации; 3) регламентность - обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью; 4) самоконтроль - обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки; 5) интегральность - однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование; 6) адаптивность - способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях. Оценка качества функционирования ЭИС выполняется по комплексу критериев. Оценке подлежат: система в целом; отдельные составляющие этапа проектирования; важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования системы и поставленными перед ней целями. Наиболее типичные цели и критерии можно представить таблицей 2.1, приведенной далее. Одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо, поэтому в качестве основного критерия выбирают, как правило, одну из них. Классификация ЭИС Классифицировать информационные системы можно по различным признакам. В отечественной литературе по информационным системам управления ИС обычно классифицируют по следующим признакам: по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления); по степени интеграции (локальные, интегрированные); по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы); по уровню управления (информационные системы управления предприятием, корпорацией, отраслью); по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством). Классификация информационных систем ИС делятся на две группы: В первую группу включаются системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения. Ко второй относятся системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления, они являются важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС. К числу ИС, имеющих самостоятельное назначение, относят информационные поисковые системы и информационные справочные системы. Задачи второй группы ИС: обеспечение конечного пользователя входной и результатной информацией в привычном для пользователя виде; обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проектирования подготовки производства и научных исследований по их постановке и исходным данных вне зависимости от сложности и наличия математических моделей этих задач в режиме диалога с ЭВМ используя профессиональный опыт и принимая решение одновременно по множеству критериев. Как правило, системы второй группы делят на три класса систем: интеллектуально-диалоговые (вопрос/ответ), расчетно-логические (системы принятия решения), экспертные системы. Интеллектуально-диалоговые - предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий использования БД и БЗ. Системы принятия решения - это системы, которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих у людей в их профессиональной деятельности. ............ |