Часть полного текста документа:Экономические аспекты организации универсального обслуживания Е.А. ГОЛУБИЦКАЯ, профессор МТУСИ, доктор экономических наук, B.C. НИКИФОРОВ, специалист ОАО "ВымпелКом" Несмотря на актуальность и, можно сказать, жизненную необходимость организации универсального обслуживания, его история в нашей стране только начинается. Почти через полтора года после вступления в силу Федерального закона "О связи" в развитие его положений Правительством Российской Федерации был издан пакет постановлений, определяющих экономико-правовые механизмы оказания универсальных услуг. В связи с этим представляется целесообразным провести анализ данных нормативных актов и оценить эффективность разработанных документов. При организации универсального обслуживания неизбежно возникают следующие ключевые проблемы: определение базового набора услуг; расчет величины дополнительных затрат оператора на оказание нерентабельных универсальных услуг, подлежащих возмещению; нахождение источников и механизмов аккумулирования средств для возмещения дополнительных затрат от предоставления нерентабельных универсальных услуг. В рамках этой публикации мы рассмотрим закрепленные нормативными актами пути решения обозначенных проблем и проанализируем их достоинства и недостатки. Также будет уделено внимание не менее важному вопросу государственного регулирования тарифов на данные услуги. Первая проблема, возникающая при организации универсального обслуживания, касается определения базового набора услуг, относящихся к универсальным. Ее решение с экономической точки зрения заключается в нахождении баланса между общественно необходимым уровнем потребления конкретных видов телекоммуникационных услуг и возможностями компаний электросвязи обеспечить их предложение. Пункт 1 ст. 57 ФЗ "О связи" указывает на гарантированность предоставления универсальных услуг связи и устанавливает их перечень, а именно: услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Пункт 2 этой же статьи определяет, что порядок оказания универсальных услуг и тарифы на них устанавливаются Правительством РФ. Вместе с тем, при разработке порядка оказания универсальных услуг Правительство должно исходить из следующих принципов: время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час; в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет. № этапа Характеристика этапа Срок реализации Использование пунктов коллективного доступа к сети передачи данных и Интернет 1 этап Использование универсальных таксофонов для предоставления услуг международной, междугородной и местной телефонной связи (включая бесплатные экстренные вызовы и справочно-информационные службы общего назначения), причем плотность таксофонов и пунктов коллективного доступа, а также режим их работы должны соответствовать требованиям ФЗ "О связи" и Правил оказания универсальных услуг связи 2 года Удовлетворение заявок на предоставление доступа и обеспечение телефонной связью отдельных групп населения 2 этап Увеличение охвата объектов жизнеобеспечения и социально-значимых объектов (медицинских пунктов, школ, магазинов и т. ............ |