1. Общие экономические проблемы и вопросы
Экономика-наука о ведении домашнего хозяйства.
Современная экономическая наука делится на: экономическая теория (изучает эконом отношения) и экономическая практика (изучает реализацию экономических отношений в повседневной жизни)
Благо-средство для удовлетворения человеческих потребностей.
В современной ЭТ рассм закон самовозрастания потребностей.
Экономическая практика изучает реализацию экономических отношений в хоз.(повседневной) жизни.
Экономическая теория вкл в себя нескл. уровней исследования:
1. Макроэкономика – на уровне всей страны (инфляция, безработица, гос долг)
2. Мезоэкономика – на уровне регионов или отраслей (размещение производительных сил, межрегиональное распределение инвестиций)
3. Микроэкономика – на уровне одного субъекта экономики (рентабельность, производительность, издержки)
4. Наноэкономика – вовлечены отдельные люди (личные доходы и расходы)
Субъекты экономики-страны, предприятия, отрасли, хоз-ва, участвующие в эконом отнош, имеющих экономические интересы.
Объекты экономических отношений – составляющие этих отношений, по поводу кот-х выстраивается экономические отношения.
Предмет экономических отношений – материализованная (видимая) сторона этих отношений.
Наука экономика основана на экономических отношениях и производительных силах (произв. силы включают в себя средства производства т.е. оборудование, машины, технологии …)
С произв. силами связано понятие произв возможностей(это объемы производства отдельных благ, исходя из имеющихся ресурсов и производительных сил) Произв возможности также характеризуются соотношение между объемами производимых благ. Конкретно отношение произ возможностей экономики по выпуску пары товаров (АиВ) отражает кривая производственных возможностей:
По отношению к произ возможностям экономики производственные силы могут использоваться следующим образом:
1. неэффективно т.е. недоиспользуются
2. эффективно т.к. производительные силы находятся на предельной границе производства2-ух товаров (КПВ) эффективных
3. Экономика не существует, т.к. при определенном объеме призв сил не возможен выход за границу производств возможностей
Расширение производственных возможностей характеризует КПВ вправо (КПВ-1)
Увеличение производственных возможностей осуществляется 2-мя путями:
1. повышение произв-ти труда (в процессе увелечения производственных сил)
2. ресурсосбережение (в ходе экономии ресурсов)
2. Этапы развития экономической науки
I. Донаучный. На донаучном этапе 5-6 в до нэ – 16 в сформировались первые идеи выделения экономических категорий, раскрытие экономических законов. Экономический закон – это правило описывающие влияние экономических процессов на всех субъектов экономики. Первыми учеными выделившие экономику в самостоятельное знание были Аристотель, Платон. В дальнейшем описанные философами древни основные категории и закономерности получили переосмысление, однако в целом систематизированной науке экономики не возникало вплоть до 16в поскольку производительные силы развивались очень медленно и экономические отношения находились на стадии зарождения.
II. ............