ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тихоокеанский государственный университет Кафедра «Экономической теории и национальной экономики» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА "Экономическая теория" Выполнила студентка 3 курса гр. ФКв – 81 № зачетной книжки Фамилия: Имя: Отчество: Проверил: Золоторчук В.В. Хабаровск 2009 г.
Содержание Вопросы: 1. Приведите классификацию рыночных структур. Рассмотрите определяющие признаки монополии, олигополии, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции. Используйте примеры. 2. Что такое деньги, как они эволюционировали? В чем преимущество перехода от товарных денег к кредитным (фидуциарным) деньгам? Возможны ли ситуации возврата к товарным деньгам? Задачи: Задача № 1 Задача № 2 Тесты: Тест № 1 Тест № 2 Тест № 3 Тест № 4 Тест № 5 Тест № 6 Список использованной литературы.
Вопросы Вопрос 1 В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур:
1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж.
Рынок совершенной конкуренции представляет собой: однородность продукции, малые размеры и многочисленность субъектов рынка, отсутствие барьеров и совершенная информация. Типичен для малых фирм. Особенности рынка совершенной конкуренции: Спрос и предложение это два фактора которые определяют и формируют рынок, устанавливают цены на товары и услуги, определяя кривые издержек и доходов фирм. Основа рынка - степень развития конкурентных отношений. Конкуренция принуждает учитывать интересы потребителя и общества в целом.
Она отбирает только то, что нужно потребителю. С ее помощью рыночная экономика решается вопрос что нужно, как сделать и для кого производить. Совершенная конкуренция присуща малому бизнесу т.к. им присуща одинаковость предлагаемого товара, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену.
2. Монополия - это государственное или частное предприятие, фирма или другое юридическое лицо, диктующее на рынке свои условия. Фирма-монополист самостоятельно устанавливает на рынке цены на товары и услуги, планирует функционирование рынка. Существует 2 вида монополии: абсолютная и естественная.
Абсолютная монополия – ситуация на рынке, когда фактически существует единственный продавец, обладающий правом единоличной торговой деятельности. Особенности:
- на рынке один производитель, который контролирует всю торговую деятельность;
- доступ на рынок фирмам-конкурентам закрыт;
- ограничена свобода перемещения трудовых и иных ресурсов;
- товар по своей природе уникален, не имеет аналогов; наличие товарного знака монополиста;
- абсолютный контроль над рыночной ценой.
Естественная монополия – ситуация на рынке, при которой какая-либо отрасль находится в руках одного производителя.
Пример: американские «Дженерал электрик», концерн Дюпона.
3. ............