Часть полного текста документа:Экономическая подготовка учащихся школ - как фактор их социально-трудовой адаптации Литова З.А. Рыночная экономика, к которой с трудностями, противоречиями, но неизбежно идёт Россия, предполагает экономический и социальный суверенитет личности, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за благополучие своё и своей семьи. Вместо главного принципа советской педагогики: воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива, выдвинут постулат индивидуальности, расчёт человека на собственные силы, способности, инициативу, творчество, упорство в достижении личных целей. Происходящие в России социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного положения, поэтому нужны дополнительные педагогические средства, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, полученных через различные виды деятельности в конкретной сфере, учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора из ряда альтернативных вариантов. Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро (в рамках системы народного образования) они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения, мобилизации юношей в армию и т. д. Ряд этих процессов и само явление адаптации давно уже служат объектом пристального внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных учёных разных специальностей: педагогов, психологов, социологов, физиологов, медиков и практических работников органов просвещения. Термин "адаптация" был впервые введён в научную лексику немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления "приспособления" чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. Социальная адаптация - это приспособление личности к определённым видам деятельности, которые происходят в данном социуме, иными словами, "усвоение личностью социального опыта в целом, той среды (микросреды), к которой он принадлежит" (3, с. 64-71). Близка к этому определению формулировка Д.В. Ольшанского (5, с. 13) по которой социальная адаптация - это "вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников". Нами разделяется более ёмкая трактовка, А.Г. Мороза: "Социальная адаптация - это многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды" (4, с. 50). Из неё следует, что данный вид адаптации а) сложный; б) многомерный; в) педагогически корректируемый; г) двусторонний процесс - "личность - среда". Отмеченные обстоятельства имеют большое значение в теоретико-методологическом плане. Из вышесказанного следует, что в рамках определения "социальной адаптации" наблюдается общность ключевых понятий: "приобщение" и "усвоение" (Г.П. ............ |