Часть полного текста документа: 1. ПРОБЛЕМА УЧЕТА РЕСУРСОВ Учет ресурсов - это натуральное выявление количества и качества природных ресурсов. При учете ресурсы можно инвентаризировать по какой-то классификации в пределах ее градации. Учет необходим для оценки природных богатств и степени обеспеченности ими территорий страны, анализа динамики использования ресурсов, оценки их состояния, планирования и прогнозирования использования и воспроизводства, технико-экономического обоснования развития и размещения производства и т.д. Различают два вида учета: подробный (проводимый предприятиями-пользователями) и государственный (единовременный по всей стране). Государственный учет отличается периодичностью - как правило, его проводят через 3-5 лет для планирования и прогнозирования использования ресурсов в развитии хозяйства. Показателями учета являются: количество, качество, масса, продуктивность ресурса, степень его изученности, направление применения ресурсов по их пользователям. Итогом учета ресурсов является составление балансов использования и воспроизводства, где отражается объем вовлечения ресурса в производство, объем его потребления, рассеивания и т.д. К примеру, баланс биоресурсов в обобщенном виде имеет вид: Vк =Vн +Z-О, где Vк - конечный запас биоресурса за отчетный год; Vн - начальный объем биоресурса за базовый год; Z - прирост биоресурса; О - естественное отмирание биоресурса Для баланса воды формула имеет вид: Vк =Vн +О-И, где Vк - конечный запас воды в водохозяйственной системе за отчетный год; Vн - начальный объем воды в системе в базисном году; О - приток воды в виде осадков атмосферы за год; И - испарение воды за год. В России формируется государственная информационная система сбора, хранения, систематизации и обработки информации о состоянии, с одной стороны, окружающей среды, с другой-~ прнродно-ресурсного потенциала для создания банка данных о природной среде и ее ресурсах, экологических карт, фиксирующих состояние ресурсов; для .деления кадастров природных ресурсов, прогнозирования их состояния; для обмена Информацией и обеспечения ею всех органов управления, научных и общественных организаций с целью реализации приоритетного направления в пользовании ресурсами - ресурсосбережения и принципов рациональности в этой сфере деятельности. Суть их состоит в следующем: 1) природные ресурсы подлежат охране независимо от того, вовлечены они в хозяйственный оборот или нет, 2) право пользования ресурсами определяется законом о собственности, о земле, лесах, недрах и т.д.; 3) выбор экономического использования должен быть увязав с научными основами {природопользования; 4) создание экономических стимулов должно учитывать бережное отношение к ресурсам; необходимо внедрение экономического и правового механизма о взаимодействии властей и пользователей ресурсами. 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В основе формирования экономического механизма в ресурсопользовании лежит экономическая оценка ресурсов- их стоимостное выражение. Они отражает опосредованную трудом стоимость ресурса и его потребительскую стоимость, фиксирует действенность - закона стоимости при товарно-денежных отношениях. ............ |