Часть полного текста документа:Экология, развитие человеческого общества, образование С. В. Комов Середина ХХ века отмечена широким общественным интересом к двум научным направлениям: кибернетике и экологии. Небольшая по объему книга Н. Винера "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине" [1968], написанная достаточно простым и понятным для неспециалистов языком, сразу же получила широкое общественное признание. В своем крайнем выражении кибернетику рассматривали как метанауку, способную помочь человечеству решить его насущные проблемы. К середине 60-х годов страсти в основном улеглись и кибернетика заняла свое законное место в общей структуре человеческого знания. Общественный интерес к экологии формировался значительно медленнее и в основном через осмысление проблем, связанных с состоянием и использованием природного окружения человека. Столкнувшись с негативными сторонами своей хозяйственной деятельности - загрязнением воздуха, воды, почв, и, как следствие, ухудшением состояния здоровья людей, человечество стало искать выход из создавшегося положения. Вполне естественной была реакция производственников на сложившуюся ситуацию - перераспределение материальных и финансовых потоков и формирование различных контролирующих органов, следящих за состоянием природной среды. К середине 60-х годов становилось все очевиднее, что средств, отпускаемых на приведение в порядок нарушенной природной среды, требуется все больше и больше, а проблемы до конца решить не удается. Конец 60-х годов характеризуется осознанием необходимости обсудить сложившуюся необычную ситуацию на высшем уровне. С этой целью проводится конференция ООН. В рамках подготовки этого форума большую роль сыграла международная научная (неправительственная) организация "Римский клуб", основанная А. Печчеи в 1968 году. По заданию этой организации группой молодых выпускников разных вузов был подготовлен доклад "Пределы роста" (1972), получивший большой общественный резонанс. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая конференция ООН, посвященная проблеме "Человек и окружающая его среда". На ней была принята Декларация об охране окружающей среды. День ее принятия (5 июня) объявлен Международным днем охраны окружающей среды. Впервые было сформулировано понятие экоразвитие - экологически ориентированное социально-экономическое развитие. Создана специальная структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - с целью разработки рекомендаций по наиболее острым проблемам окружающей среды. Среди выводов и решений конференции следует выделить два основополагающих, осмысление и развитие которых имело решающее значение для привлечения общественного внимания к экологии: Дальнейшее развитие человеческого общества невозможно без учета состояния окружающей его среды. Проблемы окружающей человека среды затрагивают мировоззрение людей, и поэтому необходимо начать реформу содержания всего образования. В рамках данных обобщений насущной проблемой стало научное обеспечение процесса развития человеческого общества и реформы содержания образования. Природоохранное направление, доминирующее в 50-60-е годы и претендовавшее на эту роль, оказалось неспособно дать необходимую теоретическую основу практике природопользования, так как само нуждалось в научном обосновании. ............ |