Часть полного текста документа:Экологическая инспекция. Игорь Рындевич Сегодня никого не удивишь пристальным контролем государства за деятельностью любых предприятий, учреждений и организаций. Как говорится в известном анекдоте, если вам кажется, что государство о вас не думает, попробуйте не заплатить налоги. Неожиданный визит налогового или пожарного инспектора хоть и сложно назвать приятным моментом для любого руководителя, но он не воспринимается как нечто необычное. В то же время визит человека, представляющегося сотрудником экологической инспекции, вызывает в большинстве случаев растерянность и массу вопросов, особенно для небольших предприятий, чья деятельность, казалось бы, мало связана с проблемами защиты окружающей среды. Попробуем разобраться, что же представляет из себя так называемая экологическая инспекция, к чему нужно быть готовым при встрече с ней и какие последствия для организации может иметь проведенная ею проверка. В Российской Федерации вопросами охраны окружающей среды занимается Государственный комитет по экологии, а основным законом, регламентирующим деятельность предприятий и организаций в области природопользования и экологии является Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту "Закон №7-ФЗ"). Надо помнить, что, согласно данному закону, экологической проверке могут подвергаться абсолютно любые предприятия и организации, даже если их деятельность, на первый взгляд, никак не связана с нарушением экологии. Если немного порассуждать абстрактно, то действительно, в деятельности любой фирмы можно найти моменты неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Ведь даже простое потребление бумаги и электроэнергии, не говоря уже об использовании оргтехники, автомобилей и о банальном выбрасывании мусора, наносит урон природе. Поэтому приход инспектора экологического контроля не должен быть неожиданностью для кого бы то ни было. Согласно Закону №7-ФЗ, при проведении проверки изучается воздействие, осуществляемое деятельностью организации на следующие объекты: землю, недра, почву; поверхностные и подземные воды; леса и иную растительность, животных, другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Как видим, спектр охраняемых объектов достаточно широк, соответственно широк и перечень требований к организациям в области охраны окружающей среды. Например, глава VII Закона №7-ФЗ включает в себя 22 статьи с требованиями и одну статью о возможности ограничения, приостановки или прекращения деятельности организаций, нарушающих эти требования. В связи с глобальностью вопросов, относящихся к охране окружающей среды, система контроля за выполнением экологических требований также весьма своеобразна. На законодательном уровне закреплено целых 4 вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный. Рассмотрим сначала три последних вида. Производственный экологический контроль организуется на предприятиях в целях выполнения мероприятий и соблюдения необходимых требований в области охраны окружающей среды. Сведения об организации производственного экологического контроля должны передаваться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (то есть в органы государственного и муниципального контроля). Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. ............ |