ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ИСЛАМА
экология ислам этический религиозный
Дидоренко В. С.
Могдалева И. В.
Вопросы экологии и охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из главных проблем XXI в. Вступление человечества в эпоху научно-технической революции с ее бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых материалов и химических веществ, активным вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствий такого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды.
Изучение природы является основой практической деятельности человека. Проблема отношения человека к природе, понимание ее места в мироздании всегда выступала актуальной проблемой любой цивилизации, центром научных и философских систем, социальных и политических программ. Сейчас изучение взаимоотношений человека с природой является особо актуальным. Землетрясения, цунами, извержения вулканов, наводнения становятся обычными явлениями. Почему же раньше такие случаи были единичны? Не связано ли это с отношением человека к природе? Именно с этих вопросов началось наше исследование, и чтобы ответить на них мы обращаемся к одной из мировых религий – исламу.
Мусульманское представление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, и природа – великие священные творения Бога Аллаха. В исламе человек несет ответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы. Мусульманские ученые-богословы говорят, что любить Аллаха означает любить его творения: природу, человека, животный и растительный мир. Если нарушается гармония в отношении людей к природе, возникает экологическая угроза. Природа беззащитна перед бездушной и небережливой деятельностью людей.
Для мусульманина все, что связано с природой, имеет морально-нравственное значение. Многовековая история мусульманских предков свидетельствует об их благоговейном отношении к среде обитания. Они не имели научных знаний о природе, но жизненный опыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. Мусульманское право осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Бывали случаи, что правители отбирали невозделанные земли у их владельцев и передавали другим. Такая мера предотвращала социальный и экономический кризис.
Разновидности грехов человека перед природой зафиксированы в шариате, который представляет собой совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама и охватывает значительную часть жизни каждого мусульманина. Так, пророк Мухаммед говорил, что вода, пастбища и соль являются общими. Также в Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносили пользу людям. Долг каждого человека – охранять землю и соразмерно использовать ее блага. Для мусульман грехом считается даже проклинать природу, так как Мухаммед говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу». ............