В.В, Дёжкин, д.б.н., профессор, академик РАЕН, НИА – Природа
Л.В.Попова, к.б.н., доцент, Музей землеведения МГУ
Введение.
Этика – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла. Элементы экологической этики зародились в глубокой древности как существенная часть проблемы взаимодействия человеческого общества и окружающей среды, человека и Природы. Они существовали, развивались, видоизменялись в течение долгих столетий, обозначая во многом все более углубляющиеся противоречия между антропоцентризмом и биоцентризмом (Дёжкин, 2002). . Начало современной экологической этики связывают с трудами видного американского деятеля охраны природы Олдо Леопольда (1980), известного как автора «этики земли». Но лишь в последние десятилетия экологическая этика формируется в качестве самостоятельной научной дисциплины и начинает рассматриваться в контексте выживания человеческой цивилизации.
Энергичный пропагандист нового отношения к природе , руководитель Киевского эколого-культурного центра В.Е.Борейко констатирует: «Предметом экологической этики является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям» (2005, с. 8). Содержание и задачи этой научной дисциплины он иллюстрирует в многочисленных работах, в том числе и в небольшом учебном пособии «Экологическая этика» (2000).
Природопользование с самого начала формировалось в России под влиянием гуманистических концепций, в принципе отвергавших возможности эксплуатации природных ресурсов методами, противоречащими коренным интересам человека и природы. Основатель этой, как он сам ее называет, новой научной дисциплины, (ныне мы уверены – науки) Ю.Н.Куражсковский в монографии «Очерки природопользования» ( 1969) писал:
«Необходима разработка новых путей развития производственной деятельности в тесном единстве с охраной природы. С этой проблемой тесно связана и неизбежность создания в современных условиях здоровой среды для жизни людей и полезных им растений и животных» (с.13; курсив автора).
Видный российский ученый, продолживший, в частности, деятельность Ю.Н.Куражсковского по формированию науки о природопользовании, Н.Ф.Реймерс (2000), заложил важный гуманитарный принцип в разделение этой науки на две части – нерациональную и рациональную. Под рациональным природопользованием этот ученый предлагал понимать «систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий (курсив автора) и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей» (с.405). Иными словами, эксплуатируя ресурсы природы, необходимо не только удовлетворять интересы современного общества, но и помнить о потребностях в них будущих поколений.
Опираясь на взгляды Ю.Н.Куражсковского и Н.Ф.Реймерса, один из нас сформулировал последнее определение науки о природопользовании и вложил в него ограничения этического характера:
«Природопользование – это деятельность человека по изучению, разведке, первичной переработке (обогащению) природных ресурсов с целью их прямого потребления или обеспечения ими производственной сферы с учетом основных эколого-экономических, социальных и природоохранных критериев и ограничений, официально принятых обществом (Дёжкин и Попова, 2005, С.11). ............