Часть полного текста документа: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ЗАНЯТИЯХ С ЛИЦАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В процессе многостороннего изучения организма человека во всех аспектах жизнеобеспечения и деятельности особое внимание уделяется наиболее целесообразному развитию его свойств, мобилизации резервных возможностей, а также созданию для этого наиболее благоприятных условий. Среди различных качеств организма одно из ведущих - способность к психофизической регуляции (ПФР), которая используется в целях мобилизации резервных возможностей организма, в оздоровительном плане, в спорте и т.д. [8]. Основные изучаемые эффекты психофизических упражнений (ПФУ) - лечебного и оздоровительного характера. Расширилось прикладное использование ПФУ с включением различных возрастных групп (начиная с дошкольного возраста). В лечебном плане в целях реадаптации и реабилитации активно применяются различные ПФУ. Интенсифицировалось применение ПФУ и во внелечебном направлении, в том числе - в широком профессиональном. Основа ПФУ - самовнушение, сложный волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости его реализацию. Практика показывает, что любой процесс обучения будет реализовываться значительно успешнее, если использовать самовнушение, которое способствует интенсификации того или иного вида деятельности (даже тогда, когда реальные обстоятельства затрудняют ее осуществление). Особое значение приобретает соответствующее обучение ПСР детей с учетом возможного формирования особых предпочтительных личностных качеств. Качество здоровья и жизни индивидуума определяется тремя ведущими группами факторов: общебиологическими, социально-экономи ческими и медико-организационными (ВОЗ - Женева, 1988). Последние два фактора имеют большое значение для детей с нарушениями развития, например с нарушениями функций зрительного анализатора. Ограничение зрительной афферентации может привести к задержке как физического, так и психического развития ребенка, поэтому для таких детей особую актуальность приобретают средства и методы психофизического оздоровления. Здоровый образ жизни особенно необходим детям с нарушениями развития, например со снижением зрительной функции. Некоторые авторы считают, что таким детям нужно ограничивать объем двигательной активности по сравнению со здоровыми сверстниками [2]. Однако гипокинезия в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям [4]. Укрепление общего физического состояния и здоровья, а особенно привитие навыков к психофизической регуляции и постоянным занятиям физической культурой в будущем станут способствовать также улучшению или сохранению зрительной функции. Разработанная нами программа релаксационной психофизической регуляции основана на ПФУ, направленных на обучение занимающихся быстрому достижению глубокой релаксации организма, имеющей оздоровительный и восстанавливающий эффект. Кроме обычных методов обучения релаксации мышц программа включала ПФУ по типу "локальных выдохов" [5, 6], ПФУ на концентрацию внимания и визуализацию, дыхательные упражнения, пластические движения руками и пальцами [3], оздоровительные медитации, элементы Хатха-йоги и дыхательные упражнения с концентрацией внимания на энергетических каналах. ............ |