1. Эффективность административно-юрисдикционной
деятельности и пути ее совершенствования
Административная юстиция по определению Кривельской О. представляет собой порядок разрешения споров, возникающих между гражданином и органами государственного управления при реализации полномочий этого органа[1].
В настоящее время в мире сложились две основные системы административной юстиции. Первая, там, где отсутствуют административные суды (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Канада, Кения, Бельгия, Дания, Норвегия), что не исключает в некоторых странах (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия) учреждения иных административных юрисдикций, например административных трибуналов. Вторая, там, где административные суды функционируют (Франция, Германия, Италия, Австрия, Люксембург, Финляндия, Швеция, Греция, Испания, Португалия, Болгария, Польша, Чехия и т.д.). В некоторых государствах (Нидерланды, Швейцария, Румыния, Латвия, Ирак, Китай) в структуре обычных судов созданы палаты по административным делам. При этом в Нидерландах часть административных споров рассматривается судами общей юрисдикции, а часть – специализированными квазисудебными учреждениями.
Конституция Российской Федерации заложила перспективы развития административной юстиции в государстве, закрепив положение о том, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, при этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Административная юстиция в том виде, в каком она сложилась к настоящему времени в России, являет собой определенный механизм разрешения административных споров посредством общих и арбитражных судов, а также коллегиальных квазисудебных органов. Под квазисудебными органами в административном праве принято понимать юрисдикционные учреждения, которые действуют в рамках исполнительной власти и разрешают административные споры в как бы судебном порядке[2]. Они не могут называться судом, поскольку являются неотъемлемой частью исполнительной власти и лишь в силу закона или иного нормативно-правового акта наделены правом осуществлять административную юрисдикцию. Юрисдикционные полномочия этих органов не относятся к судебной власти и называются как бы судебными, квазисудебными. Решения квазисудебных органов имеют некоторые признаки судебных решений, но не все. Разрешая административные споры, они не осуществляют правосудия, поскольку правосудие – это функция суда. Юрисдикция квазисудебных коллегиальных органов ограничена разрешением административных споров определенного вида.
В России к такого рода органам относятся:
· Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничением их права на выезд из РФ;
· Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам;
· Комиссия для разрешения разногласий Федеральной энергетической комиссии;
· Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Министерства по антимонопольной политике;
· Городская жилищно-конфликтная комиссия при Правительстве Москвы и т.д. ............