Часть полного текста документа:Эффект Махариши: медитация и процесс смерти Юрий Карпенко Введение Существует ли связь между процессом смерти и глубокими стадиями различных молитвенных и медитативных практик? "Конечно же, существует!" - скажет любой непредубежденный человек. Иначе откуда у религиозных традиций такое знание о смерти, которое благодаря исследованиям клинической смерти привлекает все большее внимание секуляризованной части общества, начиная с последней четверти ХХ века. Поскольку утверждается, что техника трансцендентальной медитации (ТМ) является техникой самадхи (Махариши Махеш Йоги), т.е. высшей ступени йоги, то естественно этот же вопрос поставить и в отношении ТМ (см. также статьи "Эффект Махариши (обзор)", "Энергетическая оценка эффекта Махариши", "Л.Н.Гумилев и психофизика"). Какая связь между процессом смерти и чистым сознанием? Отвечать на него можно на разных языках и, соответственно, использовать разные источники знаний, ведь процесс смерти находится в центре внимания различных традиций знания и веры. Выше приведен ответ мировоззренческого уровня. Интуиция этого уровня убеждает нас в перспективности поиска ответа на поставленный вопрос на других языках. Одним из таких языков, конечно, является язык науки. Даже не будучи реаниматологом можно утверждать, что, как правило, речь не может идти о клинической или тем более биологической смерти с трупными пятнами и некрозом тканей. Скорее всего глубокие стадии молитвенных и медитативных практик могут быть связаны с достаточно размытой и зыбкой пограничной, терминальной областью человеческого опыта. В ощутимой, объектной (ЭЭГ-) форме я впервые столкнулся с возможностью постановки этого вопроса на языке науки на конференции 1997г., пытаясь выяснить у специалистов по мозгу, что может означать всплеск высокочастотного ?-ритма, предшествующий йогическому полету (см. об этом всплеске в статье "Энергетическая оценка эффекта Махариши"). Один из ответов был таким: "Это - терминальные состояния". Напомню, что длительность этого всплеска - порядка 0,1 секунды. Имея в виду возможность движения в этом направлении, обратимся к другим традициям знания и веры. Во 2-ом пункте статьи описаны свидетельства религиозных традиций, подтверждающие сформулированный тезис о сопоставимости, а также обсуждается место темы смерти в мировоззрении ТМ. Вопрос о том, как это сопоставление совместить с огромным массивом исследований по позитивному влиянию регулярной практики ТМ на различные стороны жизнедеятельности человека здесь не обсуждается. Следующим естественным шагом в развитии тезиса о сопоставимости в случае ТМ является вопрос о том, что он может дать для объяснения эффекта Махариши. В этом же направлении нас ведет и подход к эффекту Махариши на основе теории архетипов ("Энергетическая оценка эффекта махариши), если принять во внимание оценку содержания "Тибетской книги мертвых", данную К.-Г.Юнгом в комментарии к ней. "Трудно отрицать тот факт, - писал он, - что книга порождена архетипическим содержанием бессознательного" (ЮнгК.-Г., с.19). Эти соображения общего характера приводят к широкому спектру экспериментальных данных, по-видимому, свидетельствующих о том, что любое умирающее существо генерирует некоторый энерго-информационный импульс. ............ |