Часть полного текста документа:Единство образов мира: от синкретизма древних к философии всеединства Ахмедьянова И.Д. Истина едина - хотя ее могут сказать тысячи людей на тысячи ладов. Гессе В настоящее время происходит сближение древнего и современного мышления, постепенно отходящего от рационального подхода к действительности. Это возвращает нас к первобытным представлениям о неразрывном единстве человека - природы - космоса. Новейшие взгляды на мироздание, в основе которых - духовные начала, обращают современных людей к религии, к постижению всеединства мира. По В.С.Соловьеву, принцип мирового всеединства, гармонии становится смыслом, главной идеей жизни человечества с момента его зарождения. В.С.Соловьев явился основоположником русской философии всеединства, и он определил актуальность задач по изучению древней религии на материалах первобытной мифологии для того, чтобы ввести ее в широкое русло всемирно-исторического развития истины. Его учение было не столько теоретической системой, сколько философией жизни, обращенной к человеку [1]. В философии великого восточного мыслителя Авиценны (в ее духовной части) главное определялось как стремление всего сущего к своему истоку, которое есть Творец, и как желание каждого мыслящего существа увидеть, познать свой первый Принцип, Абсолют, глубоко запечатленный в душе [2]. В немецкой философии трансцендентное у Канта и духовное у Фихте выделяются как носители знания, которые в картине мира - единственная реальность. Гегель доводит идеи трансцендентного до логического конца. Он освобождает дух от человеческой души. В качестве одной из форм самораскрытия абсолютного духа им рассматривается искусство, где искусство - это эпоха, постигнутая в чувственно-образной форме - "дух времени". Определяя понятие шедевра как "зрелища внутренней гармонии", он предполагает такую глубину понимания искусства как части целого мира [3]. В целом, тесная взаимосвязь искусства и религии определяется рядом общих моментов. Главное, они выражают ценностное отношение человека к действительности, к миру бытия, к смыслу собственной жизни и будущего своей земли. Искусство и религия были тесно переплетены в структуре древнего синкретического сознания. Культура существовала в концентрировании своих ценностей, образов и значений вокруг мифологии как ядра, синтеза общей идеи и конкретного образа. Религиозный культ и ритуальные действия строились на художественно-эстетической основе, где художественные элементы ритуала воздействовали на сознание человека. Древние обряды представляли собой целостное сакрально-художественное действо, в которое включались и окружающая природа (земля, пещеры, горы, источники), и художественные предметы культа, и песни, музыка, и слово жреца. Древняя и традиционная культура Урала в наскальной живописи пещеры Шульганташ, в кубаире Урал-батыр, в структуре планировки Аркаима, в образах сарматского "звериного стиля", в башкирском народном творчестве хранила космогонические образы, раскрывающие единые связи природы и человека. Культура Южного Урала - яркое явление духовной жизни, создаваемое в течение многих веков, - интересна мировой художественной культуре потому, что в ее основе лежит единство образов мира. ............ |