Единая тарифная сетка: перспективы применения
Пять лет прошло с момента введения системы оплаты, труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки. Практика показывает, что эта мера себя вполне оправдала. ETC позволяет решать проблемы обоснованной дифференциации ставок и окладов, создает предпосылки, к повышению квалификации и трудовой отдачи работников. Вместе с тем, нынешние социально-экономические условия, требуют уточнения ряда концептуальных подходов. Это обусловлено необходимостью включения вопроса об условиях оплаты, труда в процесс договорного регулирования социально-трудовых отношений на четырех уровнях: государственном (федеральном), отраслевом, региональном (регионально-отраслевом) и колдоговорном, как это имеет место во внебюджетной сфере.
Один из возможных вариантов обеспечения большего соответствия механизма оплаты по тарифу сложности выполняемых работ, более гибкого учета в оплате труда деловых и профессиональных качеств работников рассмотрим на примере науки и научного обслуживания.
Условия оплаты как предмет коллективных переговоров
Включение вопросов организации оплаты труда в бюджетной сфере в договорный процесс на федеральном уровне предполагает утверждение параметров ETC, обязательных для применения учреждениями, организациями и предприятиями, финансируемыми из бюджетных источников. Это - число разрядов оплаты, межразрядные соотношения ставок оплаты и диапазон сетки. В отличие от названных параметров ETC, единых для работников всех отраслей бюджетной сферы и территорий Российской Федерации, исходная ставка оплаты труда по ETC (ставка 1-го разряда) должна учитывать различия в издержках воспроизводства работников сравнимого уровня квалификации по регионам РФ и, следовательно, не может быть одинаковой по размеру. Это позволяет говорить о системе ставок 1-го разряда.
Поскольку издержки, связанные с воспроизводством работников, формируются под воздействием специфических региональных факторов и различаются по территориям страны, договорный процесс регулирования условий оплаты предполагает переход от единого общероссийского к региональным минимальным размерам заработной платы взамен ныне действующей системы районного регулирования с применением повышающих районных коэффициентов к заработной плате.
В соответствии с федеративным устройством нашего государства систему региональных минимумов оплаты возможно строить с учетом административно-территориального деления страны, специфики природно-климатических условий проживания на территориях субъектов РФ, увеличивающей издержки, связанные с воспроизводством рабочей силы, по отношению к регионам с благоприятными условиями. Можно установить как один, так и несколько минимальных размеров оплаты труда на территории субъекта Федерации на основе стоимости региональных минимальных потребительских бюджетов, которые рассчитываются по единой методике, разработанной и утвержденной на федеральном уровне.
Дифференциация региональных минимумов оплаты предопределяет и дифференциацию размеров ставок 1-го разряда ETC, которые целесообразно устанавливать по субъектам Федерации: единые или дробные. Региональные ставки 1-го разряда могут быть приравнены к региональным минимумам или несколько превышать их, чтобы в какой-то степени противодействовать сложившейся тенденции опережения по уровням оплаты работников предпринимательского сектора по сравнению с бюджетным.
оплата труд наука
Представляется возможным расширение (насколько это позволят средства местных бюджетов) круга регионов (субъектов Федерации), применяющих ставку 1-го разряда ETC, увеличенную по сравнению с общероссийской и исчисляемую в процентах к размеру регионального прожиточного минимума. ............