Часть полного текста документа:Джованни Папини Д. Михальчи Папини Джованни (Giovanni Papini, 1881-) - итальянский писатель. Р. во Флоренции в бедной мещанской семье. О воспитании, детстве и юности П. дает много сведений его автобиографический роман "Конченный человек". Творческий путь П. крайне извилист. "Капризный бродяга без руля", как писатель сам себя называет, П. в поисках выхода из мрачного лабиринта, каким ему рисуется жизнь, все время мечется, проходя в порыве искания стадии от футуризма через буддизм, анархизм и атеизм до фашизма и католицизма. П. не посягает на капиталистический строй, даже когда "бунтует" против него; его "бунт" всегда сугубо индивидуалистичен, метафизичен, часто это всего лишь протест против филистерства, не способного устремляться в царство "духа", "великих дарований". В этом отношении показателен его приход к фашизму, венчающий "искания" писателя. Судьба П. типична для большого количества мелкобуржуазных писателей современной Италии, среди которых П. занимает выдающееся место. Наделенный значительным талантом, широко образованный, П. принадлежит к числу виднейших итальянских писателей XX в. В своем первом сборнике новелл 1903 "Il tragico quotidiano" (Трагическая ежедневность) он показал себя парадоксальным новатором, изобретательным фантастом. Стремясь "подчеркнуть в природе и жизни невидимое, мучительно-загадочное", П. создает "род абсурдных, невероятных и нереальных историй", глубоко изощренных и болезненно утонченных. Он тщательно работает над языком, над формой, достигая здесь своеобразной виртуозности. Годы сотрудничества в "Voce" (1908-1916) и последующие (1916-1920) - период наибольшего расцвета П. Буржуазная критика поет дифирамбы П., буржуазный читатель преклоняется перед ним. Крупнейшим созданием П. этого периода может считаться автобиографический, необычайно остро и темпераментно написанный роман "Un uomo finito" (Конченный человек, 1913). Эта книга - своего рода исповедь П., в которой он с беспощадной откровенностью излагает историю своих порывов и падений. Окруженный "темным и страшным миром", П. то видит в себе апостола, которому суждено "спасти" человечество, то осознает себя "конченным человеком", опустошенным и ничтожным. Книгу завершают слова: "И если я уже не представляю собой более ничего, то это потому, что хотел быть всем". Этот роман П., лучшее из написанного им, является ярким документом колебаний и метаний мелкобуржуазной интеллигенции на рубеже XX в., когда в связи с переходом капитализма к империалистической стадии своего развития заметно усилилось наступление крупного капитала на широкие слои мелкой буржуазии. Значительно менее ярки фрагменты П., собранные в "Opera prima" (1917) и "Giorni di festa" (1918), содержание которых взято из воспоминаний детства и повседневных наблюдений. Переходя в лагерь футуристов, П. увлекается только боевой стороной их деятельности, их проповедью "великой Италии", борьбой с академизмом за "абсолютную свободу", освобождение от "исторических кладбищ" и т. п., не разделяя однако положений поэтики футуризма. Он обнаруживает крайний "радикализм", нападая на учреждения и нравы буржуазии, однако этот "радикализм" никого не вводил в заблуждение, так как по существу речь шла лишь об эпатировании буржуа-мещанина. В годы войны Папини выпускает работу о Кардуччи, с которым крепче всего связан по линии литературных традиций. ............ |