Часть полного текста документа: КУЛЬТУРОЛОГИЯ ДВОЕВЕРИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА Екатеринбург 1998 г. 1.1 Христианство и язычество как модификации веры в сверхъестественное.......................................................................... 6 1.2 Роль Рода и Рожаниц в язычестве............................................. 7 1.3 Язычество как первоисточник русской культуры....................11 1.4 Крещение Руси и его последствия............................................15 1.5 Интерпретация христианства как религии на Руси.................17 1.6 Примеры преемственности языческих богов и христианских святых..........................................................................................19 1.7Крестьянские праздники как яркий пример взаимопроникновения язычества и христианства.......................21 Список литературы......................................................................... 1.1 Существует убеждение, что христианство принципиально отличается от дохристианских верований, именуемых язычеством, как истина от заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным ценностям, к подлинной духовности. На самом же деле христианство в познавательном отношении никак не совершеннее язычества. Конечно, у первого, шире, чем у второго, объект отражения, (не только природа, но и общество, классовые отношения, государство), разнообразнее обряды, и много составляющих не относящихся к религии. Но от истины они одинаково далеки, поскольку представляют собой различные модификации веры в сверхъестественное. Само христианство, выйдя на следующий этап религиозного развития, продолжает нести в себе огромный пласт языческого наследия, поскольку взросло оно на тех первобытных религиозных верованиях, совокупность которых получило название язычества. Различаются они лишь идеологически: в язычестве объектом искажения выступает первобытнообщинный строй, и поэтому оно является идеологией доклассовой, а в христианстве -рабовладельческий и феодальный, что делает эту религию классовой идеологией. Пока родоплеменные отношения славян не изжили себя в достаточной мере и не уступили своих позиций феодальным отношениям, древнеславянское язычество оставалось единственно-возможной формой религиозности на Руси, легко ассимилируя многие языческие верования и культы соседних народов и приспосабливая их к собственным нуждам. Христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем там возникли и достаточно окрепли феодальные отношения. Пока островки феодализма тонули в океане родоплеменных структур, христианизация не принимала массового характера и распространялась лишь на отдельных лиц и небольшие социальные группы. ............ |