Часть полного текста документа:Движение и знание: объективное и субъективное. Кумин Александр Михайлович 1. Введение. "Замечайте, что слышите: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим". (Марк гл.5) Даже в начале XXI в. от Р.Х. люди еще разделены по своему мировоззрению на две основные группы, которые отстаивают свои представления, защищают верность и исключительность своей позиции. Эти убеждения людей называются: идеализм и материализм. В основе разделения этих идеологий лежат два противоположных представления о материальном Мире. В идеалистической концепции: материя сотворена Богом - "бестелесным, но вездесущим существом" - не из "чего". В материализме: материя существует вечно - она не сотворяется, не появляется и не уничтожается, но - эволюционно видоизменяется. Однако широко распространенный критерий разделения двух идеологий, - по первичности материи или сознания - на самом деле является логическим развитием основной, но до сих пор нерешенной проблемы о сотворимости материи или ее не сотворимости. Только доказав, что материя может бесследно исчезать или появляться не из чего, правомерно формулировать и задавать природе следующий вопрос, - как же это происходит: само собой (спонтанно) или же этот "фокус" кто-то проводит "сознательно"? Конечно, реальный спектр человеческих представлений о картине мирового устройства значительно шире, чем приведенное выше условное разделение. Мировоззрение современного общества включает в себя и многие другие старые и новые идеологии. К недавно появившимся направлениям, например, относится сверхсильный антропный принцип (АП). АП - это убеждение людей в том, что Вселенная управляется Божественным сознанием. В XVIII в. И. Ньютон писал в "Оптике": "И, если эти вещи столь правильно устроены, не становится ли ясным из явлений, что есть бестелесное существо, живое, разумное, всемогущее, которое в бесконечном пространстве, как бы в своем чувствилище, видит все эти вещи вблизи, прозревая их насквозь, и понимает их вполне, благодаря их непосредственной близости к нему". Для многих людей такое объяснение Мира, который они "видят" и, надеются, что "вполне понимают", кажется обоснованным. Сверхсильный АП - это предположение о том, что разумная жизнь есть постоянный и необходимый компонент Мировой материи. Г. Гивишвили в статье "Сверхсильный антропный принцип" (журнал "Вопросы Философии" №2, 2000 г.) пишет: "Парадокс в том, что правы, по-своему, обе стороны (отстаивающие слабый и сильный АП, прим. авт.), поскольку третьего не дано: либо надприродный Бог, либо Природный человек обязаны поддерживать бытие мира". Следовательно, и человечество когда-нибудь может стать настолько технически оснащенным и состоящим из "системно" - мыслящих людей, что так же, как и другие, более развитые цивилизации, будет принимать активное участие в работе по благоустройству Мира. А в "Новом Завете" об этом сказано так: "Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их". (Иоанн гл. 4:36, 38) Сверхсильный АП - это относительно молодая идеология, но число ее представителей в последние годы постоянно увеличивается, и о ней будет более подробно сказано ниже. Чем же вызвано разделение людей на две основные группы, исповедующие, казалось бы, "взаимоисключающие" представления о Мире? И почему ни одной из сторон до сих пор так и не удалось получить убедительные доказательства своей правоты? Этот спор, в какой-то степени, можно даже сравнить с "вечным" поиском ответа на вопрос, - "что было раньше - курица или яйцо"? Однако автором найден дерзкий ответ на все эти вопросы, но в том виде, в котором он будет изложен в данной статье, он, наверняка, не будет принят представителями обеих сторон. ............ |