Часть полного текста документа:Две модели мышления Менеджерская деятельность связана с решением самых разнообразных задач. Современный менеджер постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними, менеджеру бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется что-то новое. Для этого нужно мыслить. Мышление, как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей и опосредствований, коренящихся в объективной реальности. Мышлением называют процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями природы и общества. Наблюдения показывают, что многочисленные мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) совершаются по механизмам двух моделей, которые можно проиллюстрировать примерами: Пример первый. Малолетний сын одного из сотрудников сказал, что у него в два раза больше сестер, чем братьев. Сестренка мальчика объяснила, что у нее столько же сестер, сколько и братьев. Сколько же детей в семье? Сколько мальчиков и девочек? Пример второй. Ростовщик выдал купцу довольно значительную ссуду. К назначенному сроку купец должен был погасить ее. Однако дела у него шли неважно и он не смог это сделать. По закону ростовщик мог возбудить против купца судебное дело, и тогда тому грозили бы большие неприятности. Ростовщик предложил купцу сделку: он погашает весь долг, если купец выдаст за него свою единственную дочь. Купец отказывается. Дочь купца пленила ростовщика, и тот хочет добиться своего. Для совершения сделки ростовщик пригласил купца вместе с дочерью в свой сад. - Вот два камня - темный и светлый, - сказал ростовщик, поднимая с садовой дорожки два голыша. - Я бросаю их в сумку и пусть дочь попытает счастья. Если она вытянет светлый камень, я аннулирую долг и отказываюсь от ее руки. Если же провидение подаст ей в руку темный камень, то я также аннулирую долг, но она становится моей женой. - Хорошо, - сказала дочь купца. - Я согласна. Следует заметить, что она заметила, как ростовщик бросив в сумку два темных камня. Замуж за него она не собиралась, у нее был свой жених. Победа оказалась на стороне дочери купца. Какие действия она предприняла для этого? Первая задача решается путем обычного логического рассуждения. Тут возможны самые разнообразные приемы - от простых арифметических операций до проигрывания действий методом проб и ошибок. Совершив несколько таких проб, мы придем к единственно правильному выводу: в семье семеро детей, из них четыре девочки и три мальчика. Данное решение осуществлено аналитическим путем. Иногда эту разновидность мыслительной деятельности называют вертикальной. В основу решения второй задачи положена другая модель мыслительных действий. Это "креативное" (творческое) мышление. Оно известно еще под назначением "латеральное". Суть этого вида мышления заключается в том, что оно не приводит, как в первом случае, к единственно правильному выводу, предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. В связи с этим здесь не дается ключевого ответа, каждый читатель должен придти к нему сам. В менеджерской деятельности, как говорилось, встречаются обе модели мыслительных операций. ............ |