Часть полного текста документа:Духовность в формировании ценностных ориентации старшеклассников лицея А. В. Атаманчук В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентации, в первую очередь, у подрастающего поколения. Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той "поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы" [1]. Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л. П. Буевой, становится "показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей" [2]. Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей. Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия "духовность". Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности. В исследовании Л. Степаненко "Философия и история образования" подчеркивается, что философское понятие "духовность" включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И. М. Ильичевой, где духовность рассматривается как "постоянный возврат человека к человеческому в себе" и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов [3]. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого. Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности. Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином "ценность" обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности. Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры. В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентации. ............ |