Часть полного текста документа:Духовно-нравственное становление человека в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви Игум. Георгий (Шестун) С точки зрения исторической выделяются два периода православной традиции - Ветхозаветный и Новозаветный. Соответственно говорят о Ветхозаветной Церкви и ветхом человеке и Новозаветной (христианской) Церкви и новом человеке. Преемственная связь периодов проявляется в неизменной направленности духовно-нравственного становления человека: человек призван уклоняться от греха и стремиться к святости, которая составляет природу Бога. Существенное различие периодов состоит в переосмыслении педагогических задач духовно-нравственного становления человека. В ветхозаветный период задача состояла во внешнем согласовании воли Божией и воли человеческой. В новозаветный период воспитание должно поддерживать преображение человека в новое творение Божие. Оно нацелено не только на то, чтобы сформировать внешнее доброе поведение, но должно выработать в человеке такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитуемого было служением Богу в духе и истине. В ветхозаветный период идеалом народа и человека была святость, которую понимали как абсолютную верность Завету, неизменного служения Богу, исполнения всех заповедей и наставлений Его. Средством для достижения идеала был закон, открытый Богом пророку Моисею на Синае и изложенный в десяти заповедях. Заповеди представляют собой не что иное, как определенное и объективное изложение норм человеческой совести, данной Господом человеку при его создании. Закон определял и основное содержание воспитательного процесса. Ветхозаветная нравственность имеет строгую нормативную основу. Духовно-нравственное становление человека сводилось к нравственному совершенствованию человека в рамках его эмпирической действительности. С точки зрения педагогики, воспитание в духе Синайского законодательства порождало две основные практические проблемы, которые необходимо было решать: свобода и закон, развитие и закон. В этих рамках и рассматривалось влияние на становление человека его природы, воспитателя и Бога. Педагогическая задача не выходила за пределы воспитания добрых нравов, укореняемых во внешнем согласовании человеческой воли с волей Божией. Основываясь на Откровении Ветхого завета, ветхозаветная педагогика располагала представлениями о том, что человек несет в себе образ Божий, но, тем не менее, не могла почерпнуть почти ничего для личностного Богопознания и самопознания человека в его отношении к Богу. Ветхозаветное воспитание всецело основывалось на началах религии, которая указывала как цель воспитания, так и пути ее достижения. Цель воспитания была строго согласована с Божественным Откровением, где человек понимался как носитель "образа Божия" и одновременно "семени греха". Родители воспитывали ребенка в Боге и для Бога. Воспитание должно было через изучение Божественного Откровения определить обязанности человека, чтобы он стремился быть святым, как свят Господь. С другой стороны, в процессе воспитания необходимо было отсекать в детях те греховные наклонности, которые проявляются в человеке с ранних лет, с чем связана система достаточно строгих наказаний. Закон, данный Богом своему народу, определял весь его быт, и вне этого закона не могло быть других воспитательных требований. ............ |