Любимов Г. А.
В последнее время довольно часто обсуждается вопрос о том, как методически и предметно вырабатывать у школьников православный взгляд на явления внешнего мира и воспитывать в них высокие духовные и моральные качества, присущие православию. Почему-то считается, что эти проблемы легко решаются на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания.
Весь курс школьного образования и воспитания, независимо от его конкретной реализации, должен прививать школьнику мысль и убеждение, что каждый человек обязан развивать и реализовывать на практике способности, которые даны ему при рождении. Он должен понять, что школьное образование дано ему не просто для того, чтобы удовлетворить свое любопытство в некоторых, импонирующих ему областях знаний (это можно было бы сделать с помощью телевизора и популярных книжек), а для того, чтобы усвоить и систематизировать в своем мозгу некоторую, веками выработанную систему взглядов и подходов человека к явлениям внешнего мира и взаимоотношениям между людьми. В этой системе нет нужных и ненужных для его дальнейшей жизни и занятий вопросов. Неправильно думать, например, что писателю или врачу не нужны знания по математике или физике и наоборот. Знание и владение языком необходимы физику не только для того, чтобы эффективно излагать свои мысли, делая их доступными окружающим, а математика необходима учителю литературы или писателю не только для расчетов в магазине. У всех у них школьная программа в целом вырабатывает навыки рациональной оценки событий, дисциплинирует сознание, развивает логическое мышление и т.д., т.е. создает основу для плодотворной деятельности в любой, избранной человеком области. В этой связи мне кажется, в частности, неправильной система предметных школ и классов, т.к. они дают ущербное и одностороннее образование, снижая потенциальные способности человека к творческой деятельности (мы отвлекаемся здесь от проблемы поступления в ВУЗ – это специальный вопрос).
Что касается выработки духовных и моральных качеств человека, то этот процесс целиком зависит от учителя как личности, а не от того, какой предмет этот учитель преподает. Остается естественный вопрос в контексте воспитания школьника как православного человека, где преподавание естественных наук дает в руки учителя существенные преимущества – это вопрос формирования мировоззрения школьника, его представлений о внешнем мире, о возникновении жизни, о месте человека в природе, о его взаимодействии с внешним миром и, в конечном итоге, формирование религиозных представлений человека. Если мы хотим, чтобы школьники восприняли православное мировоззрение, как свое собственное, то прежде всего необходимо, чтобы учителя, преподающие естественнонаучные предметы, были бы людьми православными и, более того, обладающими даром миссионерства. Ибо в очень тонком и, я бы сказал, интимном вопросе, как формирование мировоззрения, школьник особенно чутко реагирует на внутреннюю убежденность, правдивость, открытость и, конечно, квалификацию и кругозор учителя.
Сама проблематика уроков математики, физики, биологии дает учителю возможность ставить и обсуждать с учениками мировоззренческие вопросы, подчеркивать красоту и практическую рациональность созданного Богом мира (строение и функции живых организмов – присоски, электрические рыбы, воробьи и т.д.; устройство планетной системы; внутренняя красота математических теорем – свойства симметрии, обобщение и объединение отдельных ветвей математики; таблица Менделеева; простота и всеобъемлемость законов Ньютона и т.д.). ............