Часть полного текста документа:Духовное чтение и беседы. О православном воспитании дошкольников Кравцова М. В. Мы живем в довольно странное время, когда ни у кого не вызывающая сомнений истина "чтение для души - все равно, что пища для тела" практически уже и не вспоминается. Пищей для души довольно часто объявляется что угодно, но только не книги. И это весьма актуально звучит, когда речь идет о воспитании детей. Порой ту пищу для души, основу которой должно составлять духовно-полезное и просто хорошее чтение, заменяет что угодно, мультфильмы и компьютеры, но только не книги. А между тем, ничего не имея против хороших мультфильмов и обучающих компьютерных игр, все-таки скажем, что книгу до сих пор не заменит ничто. Тем более не заменят они родительскую беседу. А что для малышей важнее всего? Конечно, родительское слово. Тут уже и книга порой подчиняется этому слову. Поначалу родители сами рассказывают детям истории и сказки, потом читают им простые книжечки и, если родители заинтересованы в своем чаде, то этому чтению сопутствуют разговоры. Разговоры обо всем. И в том числе - о самом главном. Поэтому, начиная работу над книгой о современном детском чтении, автор этой статьи не могла не вспомнить о собственном детском ощущении - добрая детская книга - это любовь в семье, тепло и уют, это мама, читающая вслух или наблюдающая, как ты неумело еще водишь пальчикам по строчкам, это всегда повод к интересному разговору со взрослыми. Но, может быть, в ваших семьях не так? Наверное, книги маленьким детям взрослые читают до сих пор (хотя, увы, часто приходится слышать и о том, что даже двух-трехлетних малышей замотанные родители доверяют лишь экранным телепузикам и прочим покемонам). Но что происходит, когда ребенок уже научился самостоятельно складывать буквы в слова, слова - в предложения? По-прежнему ли детская книга остается другом ребенка? Так случается далеко не всегда. Дети порой с пеленочного возраста попадают в тот ускоренный ритм жизни, в котором существуют их родители. Почитать что-то с ребенком или, напротив, выслушать его рассказ о прочитанном, оценить, обсудить - на это зачастую не хватает времени. Тем более времени нет на то, чтобы прежде самим просмотреть книгу, которую собирается прочитать ребенок. Поэтому родители находят заменители - телевизор, компьютер, видеомагнитофон. Но ведь эти заменители книгам далеко не равноценны! Но, тем не менее, дети растут, не понимая, зачем нужно читать, в школе они пишут сочинения по готовым критическим статьям. Стало быть, эти ребята могут отказаться совершенно беззащитными перед агрессией современной культуры, им нечего противопоставить, собственный культурный багаж их оказывается очень скудным. В то же время в некоторых христианских семьях, где уж тем более должны бы понимать, что "учение - свет...", довольно часто ситуация складывается на удивление похожая. Бывают и крайние случаи, когда малышей принципиально просто-напросто не знакомят со светской культурой, и вырастают они к семи годам не только не знающие мультфильмов (ибо слово "телевизор" в таких семьях запрещено), но и даже светских сказок, детской классики. Давайте подумаем, что получится, если в семье руководствуются такими принципами: "Ну, назвали фею "крестной", а образ так и остался демоническим: бесплотное существо, волшебница, маг" (Педагог Е. ............ |