Часть полного текста документа:Древние религии и мифология Латинской АМЕРИКИ - ИНКИ Алекс Громов У инков было множество богов, часть из которых "досталась им в наследство" от их предшественников, более ранних циклизаций, а сами инки обожествили Природу, давшую им жизнь, и даже их немногие жестокие ритуалы можно понять как одну из форм естественного отбора, сохраняющего для потомков лучшее. К богам инки относились скорее как к родителям. Большинство религиозных ритуалов инков было связано с культом плодородия. Небесная иерархия богов инков была по-военному строгой - так во главе небес стоял верховный бог Кон Тикси Виракоча (или просто Виракоча), это слово-термин можно было перевести у инков как "Господь", который мел множество имен, и был великим богом-создателем, сотворившим когда-то не только землю и людей, но и других земных богов. При создании вселенной Виракочи использовал три основополагающих элемента - воду, землю и огонь. Связь между Средним миром - людей и Высшим миром - богов, осуществлялась при помощи Великого инки, сына Солнца. В числе тех богов, которых Виракоча сотворил, был и бог Тауантинсуйсу, нечто вроде "государственного бога" инской империи. Это был прекрасный бог Инти, золотое солнце, легендарный основоположник правящей династии инков. Тот, по чьему желанию и возникли сами Великие инки и их империя. Ниже его "по положению" были небесные святила - Солнце, Луна, Венера, сама Земля, Океан и другие, они считались живыми, у них просили помощи и покровительства. Особенно почитали Солнце - без него бы погибли все урожаи, все люди. Среди других великих богов был Ильяпа - бог погоды, грома и молнии, посылающий спасительный дождь на поля. Мама Килья - богиня Луны, считалась женой Солнца, поэтому тоже была окружена у инков особым почетом. Ее верховной жрицей была койя - жена Великого инки. К знаменитому Храму Солнца в Куско примыкало и Святилище Луны, куда ни один человек, кроме койи, не имел права безнаказанно войти. Среди женских божеств были популярны одни из древнейших культов - матери-земли (Мама Пача) и матери-моря (Мама Кочи). Обожествлялась также и матерь-кукуруза - ее дух называли Мама Сари и в мае устраивали посвященный ей специальный праздник. Инки не разрушали чужие культы, и даже включали местных богов и богинь в свой пантеон (сборище богов), заботясь лишь о том, чтобы их собственные боги были главными. Местные святыни, называемые на языке кечуа - уака, могли иметь совершенно различный облик - ручьи, камни, холмы, утесы, одиноко стоящие скалы, пещеры и даже мумии предков. Самой главной уакой по легенде было Солнце, с которого спустился Инка. Особо ценились мумии правителей - наверное потому, что в их жилах текла божественная кровь. Неслучайно для мумии умерших владык Куско оставляли их дворцы, строя наследникам новый, и специальный чиновник надзирал, чтобы никто без разрешения не потревожил покой умершего владыки (или "ушедшего к своему Великому отцу - Солнцу). С мумиями обращались как с живыми, вынося наружу как амулеты во время больших праздников или даже беря с собой в поход. Главным жрецом храма в Куско был верховный жрец империи инков. Его рангу соответствовала даже особая одежда - специальная красная туника без рукавов и особый головной убор, украшенный перьями редких амазонских птиц. ............ |