Часть полного текста документа: Древнекитайская цивилизация Оглавление: Неолитические истоки древнекитайской цивилизации. 3 Предания о событиях политической истории II тысячелетия до н. э. 3 Развитие производительных сил во II тысячелетии до н. э. 4 Общество и государство в эпоху Инь. 5 Возникновение государства Чжоу. 8 Социально-экономические отношения в Х-VIII вв. до н. э. 9 Литература 12 Неолитические истоки древнекитайской цивилизации. В V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, наиболее ранней из которых была культура Яншао. Яншаоские племена, населявшие долину главного притока Хуанхэ - реки Вэйхэ, а затем распространившиеся в западном и в восточном направлении, жили в небольших поселках в непосредственной близости от речных пойм. На плодородных аллювиальных почвах яншаосцы возделывали чумизу. Они разводили свиней и собак. Большого мастерства яншаосцы достигли в технике изготовления керамики, обжигавшейся в специальных печах и украшавшейся ярким крашеным геометрическим или зооморфным орнаментом. Во второй половине III тысячелетия до н. э. в области распространения культур яншаоского типа происходят заметные изменения. Постепенно исчезает крашеная керамика, ее место занимает серая и черная посуда, изготовленная с помощью гончарного круга. Культуры этого типа, обычно именуемые Лун-шань, характеризуются дальнейшим прогрессом в земледелии. Совершенствуются каменные орудия, в частности появляются более производительные виды жатвенных ножей и серпов. Изменения происходят и в социальных отношениях: в луншаньских погребениях впервые обнаруживаются следы имущественной дифференциации между членами общества. Предания о событиях политической истории II тысячелетия до н. э. Согласно дошедшим до нас легендам о "совершенных правителях древности", когда-то в Поднебесной правил мудрый Яо. Состарившись, он избрал преемником не своего сына, а способного и энергичного Шуня. При этом правителе на Поднебесную был ниспослан потоп. Шунь объявил, что передаст бразды правления тому, кто сможет спасти людей от потопа. Это удалось сделать Великому Юю: он углубил русла рек и по ним вода ушла в море. Так Юй стал правителем. Место Юя занял, вопреки традиции, не какой-то посторонний человек, зарекомендовавший себя трудами на пользу людям, а Ци, сын Юя. После этого верховная власть стала передаваться в Поднебесной по наследству. В этой легенде, надо полагать, нашли отражение определенные исторические факты: на смену выборным вождям постепенно приходит наследственная власть. Ци, сын Великого Юя, считается основателем первой древнекитайской династии Ся. В "Исторических записках" Сыма Цяня приводятся имена правителей этой династии и последовательность занятия ими престола. Однако отсутствие достоверных письменных источников не позволяет решить вопрос о том, что представляло собой древнекитайское общество во время правления этой династии. По преданию, последний правитель династии Ся отличался необыкновенной жестокостью, чем восстановил против себя вождей подчиненных племен. Предводитель одного из этих племен - шан по имени Тан восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. Его стали называть Чэн Тан ("Тан-Созидатель"). Он был первым правителем новой династии Шан, впоследствии получившей название Инь (XVII в. ............ |