Долгожданные кодексы
Когда белорусская общественность устала ждать и снега, и новых кодексов об административных правонарушениях, появилось и то и другое. Без малого четыре года лежал незадействованным один из кодексов, и столько же у парламентариев не получалось принять другой. И вдруг 31 декабря 2006 г. (в воскресенье и за несколько часов до Нового года!) Президент подписал Закон № 208-З "О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" (далее - Закон № 208-З).
Согласно Закону № 208-З с 1 марта 2007 г. вводятся в действие:
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. (далее в зависимости от контекста - КоАП или новый КоАП);
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 г. (далее - ПИКоАП).
Процедура введения в действие. Одновременно (т.е. с того же 1 марта 2007 г.) признаны утратившими силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 г. (далее - прежний КоАП) и все законодательные акты, которые вводили его в действие и вносили изменения в него.
Более того, с указанной даты не применяются нормы об административных и экономических правонарушениях, содержащиеся в законах (кроме КоАП и ПИКоАП), указах Президиума Верховного Совета, решениях Правительства и местных органов, кроме предусматривающих более мягкую ответственность в сравнении с КоАП. Такие (более мягкие) нормы будут применяться и впредь ко всем, кто нарушил (совершил противоправное деяние) до 1 марта 2007 г. и привлекается к ответственности в пределах сроков давности.
Не отмененные же акты законодательства могут применяться только в части, не противоречащей новым кодексам. Исключение сделано для Конституции и решений Президента Республики Беларусь. Эти (более сильные акты) продолжают действовать без изъятий и после введения кодексов (т.е. вместо них в случае расхождения). Правда, сам Президент в большинстве указов и декретов об административной и экономической ответственности предусмотрел, что введение КоАП и ПИКоАП прекращает действие аналогичных решений Главы государства. Более того, Закон № 208-З обязывает Совет Министров и Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь внести Главе государства предложения о пересмотре декретов и указов, дублирующих кодексы.
С введением КоАП и ПИКоАП:
- прекращаются все дела (административные процессы) и не подлежат исполнению неисполненные постановления (решения) о наложении взысканий в отношении деяний, которые теперь ненаказуемы, в том числе в связи с истечением сроков давности по новому КоАП;
- иные дела, находившиеся в органах (у лиц), потерявших право на рассмотрение соответствующих дел, передаются по подведомственности;
- все вынесенные до 1 марта 2007 г., но неисполненные решения об административной или экономической ответственности подлежат пересмотру, если новый КоАП предусматривает улучшение положения наказанных в сравнении с актами, прекратившими свое действие.
Чтобы на практике не возникло путаницы, Правительству Республики Беларусь и местным властям поручено обеспечить приведение правовой системы в соответствие с кодексами.
Изменчивость административного законодательства
В национальном правотворчестве такого еще не было. ............