Часть полного текста документа: Долг - это совокупность требованний , предявляемых человеку обществом (коллективом , организацией ) , которые выступают перед ним как его обязанности и соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью . Данное определение , раскрывающие сущность долга , включает в себя две стороны объективную и субъективную . Объективной стороной долга является самое содержание его требований , вытекающих из специфики тех ролей , которые выполняет человек и которые зависят от занимаемого им в обществе места. Объективность этих требованний следует понимать в смысле независимости от желаний от данного человека . Субъективной стороной долга является осознание отделеным человеком требований общесва , коллектива как необходимую, применительно к себе как исполнителю опреднленной социальной роли , а также внутреняя готовность и далее потребность их выполнить. Эта сторона долга зависит от человека , его индивидуальности. В ней проявляется общий уровень нравственного развития того или иного человека, уровень и глубина понимания им своих задач. Долг можно понимать как необходимость улучшать действительность и самого себя без расчета на немедленное вещественное вознагрождение. Как нравственная потребность личности долг у разных людей имеет разный уровень индивидуального развития . Один человек выполняет предписания общественного долга , опасаясь осуждения общества или или даже наказания с его стороны . Он не нарушает его потому , что хочет заслужить общественное признание , похвалу , награду. Третий - потому , что убежден : пусть это трудная , но все же великая и нужная обязанность . И , наконец , для четвертого исполнение долга является его внутренней потребностью , вызывающей нравтсвенное удовлетворение . Последний вариант - наивысшая вполне зрелая ступень в развитии общественного долга , внутрення потребность человека , удовлетворение которой составляет один из условий его счатья. Долг не могут быть правильно поняты и тем более не могут стать актуальными принципами поведения , если у личности не воспитано приавильное понимание добра и зла , если она не осознала сложность убеждения о том , что добрый поступок-это не рефлекторный акт , а сознательное усилие , становления человека в человеке, борьба за самого себя против себя самого.1 Человек - существо общественное. Он порожден обществом и необходимо выполняет в этом обществе определенные социальные роли. Он является представителем человечества , народа , страны. Являясь частицей какой-то общественной группы , человек связан с ней определенными общими делами , целями . Принадлежность к каждой группе налагает на него совокупность обязанностей , которые определяются сущностью группы , ее общественным назначением . Выполнение этих обязанностей - сведительство того , что человек выступает в соответствующей социальной роли . Обязанности выступают перед человеком как продиктованные общественной необходимостью . Без них невозможно функционирование общества , коллектива , политических и других организаций . Выполнение человеком соответствующей социальной роли есть способ самоутверждения его как личности , гражданина, члена коллектива и т.д. В облости морали человечиский долг всегда связан с делом , каторое имеет отношение к выгоде интересу человека. В самом глубоком смысле интерес и долг совпадают нравственность призвана научить правильно оценивать интересы и обязанности личности. ............ |