Часть полного текста документа:Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент А.Д. Трахтенберг, Институт философии и права Уральского отделения Российской Академии Наук Современная теория дискурса вместо анализа средств массовой информации как политического, социального и культурного феномена предлагает либо набор "примеров", показывающих, как они осуществляют натурализацию идеологии и оперируют с доминантным дискурсом, либо общую картину "дискурсивной тотальности", в которой СМИ - только один из элементов контекста. Дискурсивный анализ является не только интерпретирующим, но и мифологизирующим инструментом. Даже тогда, когда использующие его исследователи занимаются демифологизацией массовой коммуникации, они мыслят в логике мифа о "Великом сообществе", в котором будут сняты все существующие ограничения и преодолено неравенство субъектов коммуникации, и мифа о "Величии электричества" как пути к достижению этого сообщества. * * * В современной теории дискурса массовая коммуникация служит одним из привилегированных объектов анализа: производимые и транслируемые средствами массовой коммуникации послания практически идеально ложатся в схему дискурсивного акта как акта применения власти, объективирования и даже реификации посредством идеологической интерпелляции членов аудитории. В теории дискурса само собой разумеется, что антиредукционизм и антиэссенциализм, являющиеся ее отличительными чертами, позволяют выйти за ограниченные пределы марксистской теории идеологии, жестко детерминированной экономическими структурами и классовыми отношениями. Однако если автономный и целостный субъект социального действия рассматривается современными теоретиками как идеологический конструкт эпохи Просвещения, то идея деления общества на "властный блок" и противостоящие ему народные массы остается в полной неприкосновенности. Это позволяет анализировать идеологическую составляющую посланий средств массовой информации, исходя из тезиса о фрагментарном и децентрированном субъекте, производящем эти послания (а точнее, производимом ими). В результате, [c. 85] по справедливому замечанию Гаятри Спивак, имеет место "стратегическое использование позитивистского эссенциализма в совершенно очевидных политических целях" [16, р. 342]1. Тем самым дискурсивный анализ массовой коммуникации сводится к разбору посланий, производимых средствами массовой информации. При этом до сих пор доминирует аналитическая схема, некогда с успехом использованная Роланом Бартом в "Мифологиях": когда каждое отдельное послание рассматривается как особый, частный, "анекдотический" случай, подтверждающий общий тезис о том, что в процессе массовой коммуникации осуществляется деполитизация и натурализация идеологии, так что в результате "все в нашем повседневном быту обусловлено тем представлением об отношении человека и мира, который создает себе и нам буржуазия" [1, с. 267]. В работах последователей Р. Барта этот подход приобретает статус аксиомы. Так, Роджер Фоулер, занимаясь анализом "языка новостей", постоянно и настойчиво подчеркивает, что этот язык - частный случай языка вообще, пропитанного невидимой, жесткой идеологией: "новости - это представление мира в языке; поскольку язык - это семиотический код, он навязывает всему, что представляет, определенную структуру ценностей, социальную и экономическую по своему происхождению; и новости, как и любой дискурс, с неизбежностью (курсив мой - А.Т.), конструируют по образцам все, о чем в них говорится" [9, р. ............ |