Часть полного текста документа:Дионисио Агуадо Дионисио Агуадо Гарсия / Dionisio Aguado Garcia /, родился 8 апреля 1784 года в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Басилио. Жизнь Д.Агуадо небогата внешними событиями. В 1803 году он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живёт долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой. Ученик падре Басилио, - Дионисио Агуадо, добился успеха не так быстро - до 1824 года его имя не привлекает большого внимания. В 1820 году в Мадриде выходит его "Сборник этюдов для гитары", в 1825 этот сборник уже в переработанном виде был издан опять в Мадриде, как "Школа игры на гитаре", предназначенная для инструмента с шестью одинарными струнами. Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило ценность и до наших дней. Покинув Испанию Агуадо в 1825 году переезжает в Париж, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Талант Дионисио Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекли к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты. Он был дружен с Россини и, конечно, со своим соотечественником Фернандо Сором. Агуадо знакомится с Беллини, Паганини и многими известными артистами своего времени. Вскоре он приобретает славу блестящего виртуоза и начинает, так же как и Сор, концертировать в Европе. Следуя традиции, Агуадо воспитывает учеников. Его "Школа для гитары", переведённая на французский язык, издаётся в Париже в 1827 году. Однако в 1838 году Агуадо возвращается в Испанию и поселившись в Мадриде, он до конца своей жизни продолжает заниматься педагогической деятельностью. Шумный Мадрид не заметил, что 20 сентября 1849 года этого замечательного гитариста не стало. Как отмечали современники - виртуозные успехи Агуадо были исключительными, но его вклад как композитора не представляет большого интереса, привлекают лишь инструментальные пьесы типа этюдов. И всё же главный труд его жизни - его "Школа" - это новый взгляд на гитару как на инструмент ещё полностью не раскрытых тембровых богатств. А именно в богатстве тембровой палитры гитары и видел Агуадо её подлинную природу. Для раскрытия этой природы нужно было расширить границы гитарного звука. С этим и связаны нововведения Агуадо в области звукоизвлечения. Речь идёт прежде всего о так называемом ногтевом способе звукоизвлечения. С помощью этого приёма звучание выигрывало в силе, блеске, приобретало неповторимую окраску. Кроме того, используемая в современных инструментах конструкция подставки, на которой устанавливается нижний порожек гитары, со способом крепления струн, что применяется ныне, изобретена в 1824 году именно Агуадо, такая конструкция заменила все виды подставок, существовавших прежде. Истоки нововведений Агуадо - богатейшие исполнительские традиции испанских народных гитаристов. Подтверждением этому могут служить свидетельства современников о том, что ногтевым способом пользовался и учитель Агуадо - Miguel Garcia (Basilio), тесно связанный с этими традициями. Однако нововведения Агуадо разделялись далеко не всеми его современниками, они вызывали возражения, прежде всего, сторонников мягкого, бархатного звучания, извлекаемого подушечкой пальца, среди которых был и Фернандо Сор. ............ |