Часть полного текста документа:Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени Н.И.Слободянюк В последнее время возрождается любительское театральное движение, которое, казалось, почти угасло в прошлом десятилетии. Вновь, как в период "оттепели", образуются различные театральные кружки, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального искусства. Но все же современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении. Поэтому цель данной работы можно сформулировать следующим образом: доказать, что любительский театр как социокультурный институт с момента его возникновения и до сегодняшнего дня не был статичен, а развивался и продолжает развиваться. Показать, что в течение более чем пятидесяти лет менялись его конкретные цели, задачи, функции, менялись представления режиссеров и других участников коллектива о том, каким должен быть любительский театр, для чего он нужен и какова его роль в культурной жизни страны. Любительский театр в 60-е годы В 60-е годы любительскому театру уделялось большое внимание со стороны государства и средств массовой коммуникации, так как на него возлагались надежды относительно воспитания молодежи и пропаганды политического строя. К концу 50-х годов сложился довольно значительный круг коллективов, по уровню своему стоящих значительно выше обычных самодеятельных кружков. Такие коллективы с этого времени называются народными театрами. Любительские театры в 60-е годы стали одним из важнейших средств эстетического и культурного воспитания, прежде всего сельского населения, так как по статистике около половины спектаклей любительские театры показывали сельскому зрителю, в основном на выезде. В любительских театрах, куда люди приходили не для заработка, а исключительно из любви к творчеству, движимые стремлением создать новые художественные ценности, были благоприятные возможности для творческого процесса и высокой этической атмосферы. Но, несмотря на это, в этот период существовали проблемы, которые мешали участникам коллектива обращаться к качеству спектакля. В 60-е годы сложилась такая ситуация, когда происходило накопление количества любительских театров и их спектаклей, когда редко задумывались о художественных задачах, а гнались в основном за производственными планами. В это время наблюдалось стремление ряда коллективов превратиться, по существу, в полупрофессиональные театры, старающиеся прежде всего ставить побольше премьер и показывать побольше спектаклей. Именно поэтому многие любительские театры, едва появившись на свет, стали потребителями и распространителями сценических штампов. Актеры играли приблизительных, обобщенных персонажей: военных, аристократов, революционеров и т.д., не видя в своем персонаже ни капли индивидуальности. Это произошло оттого, что вопросы развития любительских театров часто рассматривались сами по себе, вне общих проблем движения и роста театральной культуры в целом. Отсюда также возникла попытка рассматривать любительские театры чуть ли не в качестве исключительной формы театрального искусства, которой принадлежит будущее. И все же, несмотря на все перечисленные проблемы, нужно отметить, что любительское театральное искусство к концу 60-х годов стало более зрелым, спектакли более удачными, режиссеры были если не профессионалы, то теоретически подкованы. ............ |