Часть полного текста документа:Динамика нравственности как основа прогноза Прогнозирование, которое могло бы рассчитывать на успех, на получение объективного результата, должно опираться на знание явных и, возможно, скрытых тенденций изменений. Опыт изучения истории России позволяет предположить, что в истории страны важнейшей, влияющей на содержание воспроизводственного процесса переменной, которая может быть фиксирована, является смена господствующих массовых идеалов. Массовыми идеалами я называю определяющий пласт культуры, идеальное содержательное основание для массовой интеграции людей на основе общей интерпретации условий, средств и целей деятельности для формирования общих действий. Например, все общество может охватить стремление замкнуться в небольших локальных мирах или, наоборот, подчиниться вождю-тотему. Фактически эти идеалы являются формой выражения, квинтэссенцией системы фундаментальных ценностей, составляющей "ядро" культурной, поведенческой ориентации людей, определяющей их отношение к себе, другим людям и миру в целом. Такие идеалы всегда носят нравственный характер. В традиции веберовских "идеальных типов" подобные идеалы можно было бы признать задающими тот или иной тип человека (homo economicus и т. д.). Изучение российской истории показывает, что в обществе складывалось определенное разнообразие этих идеалов. Прослеживается определенная логика изменений господствующих, т. е. наиболее значимых, массовых нравственных идеалов, культурно-нравственных устремлений, охватывающих большинство народа и ставших основой интеграции общества, государственности. Ритмы смены содержания господствующих идеалов могут быть положены в основу прогнозирования. Исторически и логически исходным идеалом, системой ценностей в России является архаичный синкретический традиционный идеал, который, учитывая российскую специфику, можно назвать вечевым. Определяющей характеристикой этого идеала, его высшей ценностью является нацеленность на сохранение эффективности исторически сложившейся воспроизводственной деятельности на том уровне, который считают достаточным традиция и обычай. Основным лозунгом, выражающим содержание вече- вого идеала, можно считать требование жить так, как жили отцы и деды. Под эффективностью социального воспроизводства я в данном случае понимаю способность общества или иного субъекта противостоять деструктивным, энтропийным процессам, противостоять вызову истории, способность сохранить самого себя во всем разнообразии своих функций. Снижение эффективности ниже определенного уровня приводит к дезорганизации субъекта, его разрушению, возможно необратимому. Вечевой идеал носит синкретический характер. Его нерасчлененность препятствует структурированию отдельных элементов и форм, в результате чего становится невозможным осознанное изменение тех или иных форм социальных (хозяйственно-экономических в том числе) отношений с целью повышения эффективности деятельности. Эта особенность вечевого идеала прошла через века и сегодня представляет важный элемент жизни обществам частности, препятствуя тем реорганизациям производства, которые необходимы для повышения его эффективности. Определение места и роли традиционного вечевого нравственного идеала в жизни современной России представляет проблему. ............ |