Часть полного текста документа: История возделывания сои исчисляется уже шестью тысячами лет. Есть все основания полагать, что это одно из древнейших культурных растений, используемых человеком с незапамятных времен. Центром происхождения культурной сои является Северо-Восточный Китай - Маньчжурия. Из своего первичного центра еще в древности соя начала распространяться на другие территории - Японию, Южный Китай, Корею, Индию, в области Российского Дальнего Востока. 200-300 лет тому назад соя начала проникать в Грузию, на Украину, Кубань и Северный Кавказ. В Западной Европе и США соя стала известна лишь в 1712 году, но широкую известность получила только после международной выставки в Вене в 1878 году, на которой китайцы демонстрировали большое разнообразие блюд из нее: ведь для народов Юго-Восточной Азии соевые бобы являются основой национальной кухни. Рисунки сои обнаружены на камнях, костях и черепашьих панцирях; она отражена во многих памятниках народного эпоса стран Юго-Восточной Азии. О ней здесь слагали песни, легенды, сказания как о чудесном растении - друге человека и в радости, и в беде, спасителе от голода и болезней, знаменосце мужества, трудолюбия, благородства, супружеской верности и согласия. Соя входила в ритуалы встречи весны, дне осеннего благоденствия и застольного веселья. Семена этих растений во время торжественных церемоний китайский император сеял собственными руками. Слово "соя" произошло от китайского "шу" и означает буквально "большой боб". Ученые-китаеведы на основании изучения данных анализа древнего рисуночного письма пришли к выводу, что это слово было в китайском языке уже в XI веке до нашей эры. О возделывании этой культуры упоминается в самой ранней литературе. Первые записки о ней встречаются в V в. до н.э. в рукописи китайского императора Шеньнуна " Сведения о лекарственных средствах", где соя характеризуется как одно из пяти волшебных и лекарственных растений; четыре других - это рис, ячмень, пшеница и просо. В странах Юго-Восточной Азии тысячи лет назад люди знали сотни рецептов различных лекарств, основанных на использовании сои. Приоритет открытия питательных свойств сои принадлежит китайцам. В книге "Циминьяошу" приводится описание способов изготовления из сои соуса и других продуктов и приправ. В Минскую эпоху (1368-1644) уже имелись подробные описания способов производства масла из семян сои. Уникальные свойства соевых бобов были замечены и эффективно использованы в своих целях многими религиями, проповедующими вегетарианство, в том числе широко распространенным на Востоке буддизмом. В глубокой древности буддийские монахи уже умели изготавливать из сои сыр, молоко, соевый соус и другие полезные блюда. Это отразилось в пословице "Кто ест суп из овощей и соевого творога, тот создает благополучие". Соя с древних времен служила также заменителем мясных продуктов. Одним из характерных и, пожалуй, исключительно национальных приемов китайской кулинарии - это настойчивое, а порой даже навязчивое стремление к маскировке истинного состава и качества продуктов. Соевой растительной массе всегда стремились длительной (иногда многолетней!) обработкой придать запах сыра, ветчины, колбасы, яиц. Писательница Ванда Василевская, путешествовавшая по Китаю, в своей книге "Под небом Китая" пишет: "Мы ели соевый сыр - великолепную лапшу из него. ............ |