МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Студентки 4 курса
Зинченко Ольги Викторовны
Евпаторийского педагогического
факультета
(специальность «Начальное обучение.
Дошкольное воспитание»)
Научный руководитель:
Прокофьева Марина Юрьевна
Евпатория, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ............................ 6
1.1. Сущность понятия интеграции Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и зарубежной школы................................................ 6
1.2. Интеграция и дифференциация научного ознания................................... 17
РАЗДЕЛ 2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ........................................................................................................................... 28
2.1. Роль и место способов интеграции в начальной школе........................... 28
2.2. Особенности построения и проведения интегрированных уроков......... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 54
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 55
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 61
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.
Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И .Д.Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
Н.М. Буринская в интеграции видит кардинальное обновление содержания образования.
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач , определенных государственными документами . Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала , учебно-методическим обеспечением , новыми технологиями .
Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. ............