Часть полного текста документа:Диалектика восприятия: между Пустотой и Содержанием М.Л. Уткина Случайно поймала свой взгляд в зеркале и как-то сразу в испуге отшатнулась. Было странное ощущение страха и неприязни, как будто увидела что-то в высшей степени поражающее и в то же время отвратительное. Всматриваясь в свое лицо, я, казалось, впервые видела его по-настоящему. С любопытством мальчишки, подглядывающего в замочную скважину женской раздевалки, я рассматривала малейшие изменения в собственном облике; резко двигала пальцами, закрывала и открывала глаза. Все это походило на глупую пантомиму, казалось, стоит мне сделать неосторожное движение, и мое изображение собьется, замешкавшись, чем и выдаст свою нетождественность мне. Непреодолимое чувство присутствия чужого облепляло зеркальную поверхность желтоватым туманом сомнения, делая изображение более живым, чем это даже возможно. Кто казался мне более чуждым, не могу сказать с достоверностью. Я смотрела на свое изображение так долго, что перед глазами появились светящиеся пятна с голубыми лучами, доходящими до потолка, голова кружилась, и в какой-то момент я поняла, что не могу отчетливо определить свое местоположение. С какой стороны зеркала я нахожусь, какая из двух сторон оборотная и есть ли вообще между ними разница? На минуту мне показалось, что я смотрю на себя одновременно и в зеркало, и из зеркала. Кто смотрит в зеркало, тот и есть Я - занятия логикой не прошли даром. Но кто смотрит, а кто является лишь статичным отражением, сказать сложно, а на вопрос кто более реален, ответить почти невозможно. А есть ли смысл в том, чтобы хоть что-нибудь определять как Я? Вполне естественно, что для того, чтобы существовало некое Я, необходимо должно быть некоторое Иное, то, от чего Я было бы отлично. Иначе говорить о Я нет никакого смысла, так как все являлось бы Я. Ставя вопрос о Я, мы, в первую очередь, отделяем его от всех вещей Иного. Иное имеет в себе какой-то определенный смысл, понятный для нас, иначе мы не смогли бы назвать его Иным, и, следовательно, отделить от Я. То есть попытка обнаружить Я через содержание может привести только к его смещению в сферу Иного, из которой мы его выделили. Основываясь на отличности Я от Иного, можно определить его как некое пространство, нетождественное этому Иному. Обнаружить себя оно может только при условии равнодушия к Иному, определенной непричастности к нему. Только в своей неспособности видеть Иное, Я может сохраниться в своей чистоте. Конечно, я не имею здесь в виду то Я, что традиционно связывают с сознанием, это в какой-то мере пред - Я для любого сознающего себя Я, душа, незамутненная рефлексией. Такое Я не есть так же душа в полном смысле этого слова или внутреннее чувство интуитивного восприятия действительности. Пустое Я - это, скорее, воин Карлоса Кастанеды, который незамеченным проходит на цыпочках мимо Орла, у которого нет времени на саморефлексию и сомнение, а только на принятие решений. Причем и сами эти решения не имеют для него практически никакого значения, ведь каждое его решение, каждая битва может стать его последней битвой на этой Земле. Выбирая путь сердца, воин движется навстречу своей пустоте, которая выводит его за пределы единственного открытого для человека мира. Только оставаясь пустотой, воин может путешествовать по темному морю осознания и однажды встретиться с бесконечностью. ............ |