Содержание
Введение
1. Система гегелевской философии
2. Гегелевская диалектика
Заключение
Литература
Введение Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой – это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это – не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.
Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему, значит отрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, от системы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от {системы (знаний) философии}, изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-то самого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значения философии Гегеля.
И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля только Энциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие есть неопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя, чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-то внешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить в систему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можно назвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.
1. Система гегелевской философии Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Собственные этапы диалектической философии – диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различными процессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр., сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении).
Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности и неразличности и постижением отсутствия единства различенности и неразличенности.
Единство двух этапов диалектической философии – единство непротиворечия – обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание и мощнейшие технологии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания).[1]
Диалектическая философия (в) философии Гегеля – начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля. ............