Мной проведено психодиагностическое исследование подростка 11 лет по методикам:
1. Методика оценки личности с помощью теста «Дом-дерево-человек», автор Дж. Бук.
Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром и с конкретными людьми в частности.
2. Методика диагностики внутрисемейных отношений с помощью теста «Рисунок семьи».
Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Тест «Дом-дерево-человек».
Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.
Дом — трактуется как мнение субъекта о семье или его интерпретация отношения семьи к нему, внимательно рассматриваются фигура матери, автопортрет.
Дерево — базовый автопортрет, неосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них, отцовская фигура.
Человек — точка зрения субъекта на собственную персону. Идеальный образ субъекта. Концепция сексуальной роли субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом или специфическим взаимодействиям. Определенные фобии, обессивные убеждения. Лицо, особо неприятное субъекту из его окружения. Лицо, особо приятное из окружения. Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен. Рисунок человека позволяет оценить уровень развития интеллекта.
Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
При выполнении задания велась запись:
К выполнению задания подросток приступил сразу после получения инструкции. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Первым подросток нарисовал дом, следовательно, на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Подросток при выполнении рисунка дома сначала нарисовал стены, затем крышу, потом дверь и окно. Рисунок дерева выполнялся в следующей последовательности: ствол, ветви.Человек был изображен в следующей последовательности: голова, черты лица, туловище, руки, ноги.
Комментариев при изображении объектов не было. Эмоциональное состояние подростка слегка возбужденное. Результатом остался доволен.
Следует отметить ориентацию подростка в задании:
Подросток принял задания с минимальным протестом, что является хорошим начало. По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность, свидетельствует о быстром истощении. Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом. Однако, следует отметить, что ребенок упорно рисует, несмотря на трудности – это позволяет сделать вывод о хорошем прогнозе, энергичности.
Наблюдения за выполнением заданий позволяют сделать выводы о том, что полное отсутствие спонтанных комментариев может говорить о склонности подростка к замкнутости; качество рисунка низкое при небольшом времени, потраченном на выполнение задания, дает основание сделать вывод о наличии некоего аномального фактора.
Рисунок человека позволяет оценить уровень развития интеллекта 11-летнего подростка, но данный тест это не предусматривает в отличии теста Керна-Ерасека.
Мной был проведен пострисуночный опрос для получения комментариев по рисункам, выявления чувств, отношений, потребностей подростка. ............