Часть полного текста документа:Дейнека Александр Александрович Годы жизни: 1899г. - 1969г. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. "Искусство, - писал Дейнека, - обладает изумительным качеством - воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". ...Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919- 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах "Безбожник у станка", "У станка", иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса "В огне". Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка-первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937)... "Будущие летчики"-картина яркая, звонкая по живописи. Если в "Обороне Петрограда" художник нарочито подчеркивает драматизм событий ограниченными, лаконичными цветовыми отношениями (это намного усиливает идейный смысл произведения), то "Будущие летчики"-картина жанровая, улыбчивая, вызывает чувство радости, восторга; написанная широко и звучно, она интересна и по композиции. Вот эти бронзовые от загара мальчишки-вы не видите их лиц, но отлично ощущаете, как внимательно наблюдают они за полетом гидроплана. Фигуры органично вписаны в пейзаж - бесконечные морские дали и бездонное синее небо... Кажется, все предельно просто. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства-мозаики-"Хорошее утро" (1959- i960), "Хоккеисты" (1959-1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Да, творчество Дейнеки свидетельствует, что этот художник всегда и неизменно искал свой оригинальный, неповторимый, присущий только ему язык в искусстве. Эти поиски свойственны были художнику и когда он работал в 30-х годах над плакатом ("Механизируем Донбасс!", "Надо стать самим специалистами" и др.), и над фресками, мозаиками, витражами, керамикой... Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи - рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие - убедительное тому подтверждение. Незадолго до своей кончины на своей выставке в Академии художеств СССР А. ............ |