ГОУ ВПО Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический университет
Реферат
На тему: Жизнь и деятельность Махмутова Мирза Исмаиловича
Выполнила: студентка 3 курса
гр.130701
Давлетханова Л.А.
Проверила: Бичурина С.У.
Казань, 2010
Махмутов Мирза Исмаилович
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан.
Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар Лямбирского района Республики Мордовия. Он получил два образования - среднее специальное и высшее: окончил Иркутское военное авиатехническое училище и Московский военный институт иностранных языков. В период с 1944 по 1956 год Мирза Исмаилович служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После завершения военной службы работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете. С 1958 года Мирза Исмаилович в течение 18 лет работал министром просвещения Республики Татарстан,20 лет был депутатом Верховного Совета республики. Мирза Исмаилович Махмутов создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 17 лет оставался его директором. Одним из первых он наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани.
Талантливый учёный, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, Мирза Исмаилович Махмутов разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса, создал новую систему (структуру и методы) современного урока. Махмутов М.И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Формирование творческого мышления изначально ставилось специфической целью проблемного обучения. По некоторым данным в современном российском школьном образовании до 75% учебных предметов направлены на развитие левого полушария, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. ............