Часть полного текста документа:Десять парадоксов социальной трансформации Станислав Катаев Понятие "трансформация" широко применяется для обозначения состояния современного украинского общества. Уже само слово "трансформация" содержит в себе зародыш парадокса. Если процесс трансформации происходит достаточно долго, а сроки его для Украины не определены, то трансформация приобретает устойчивый стабильный характер, приобретает черты постоянства. Люди привыкают к трансформации, как к шуму моря, приспосабливаются и живут в таком обществе как в стабильном. Пример тому период в нашей стране, когда инфляция доходила до 10000. Со стороны казалось, как же в таких условиях можно жить? Но ведь жили. Приспосабливались, умудрялись приумножать капитал. Деньги не хранили, а как только получали, сразу тратили, что увеличивало оборачиваемость денег и стимулировало экономику. Это один из примеров, но такое положение на каждом этапе перемен. Перемены не обязательно были к лучшему. Но постоянство перемен заставляло не воспринимать их как нечто временное, наоборот, с самим фактом переменчивости свыкались. Они стали элементом быта, по-своему стабильного и устойчивого. Кризис становится перманентной характеристикой общества и личности. Но это не вызывает чувства безысходности, а стимулирует выработку все новых способов приспособления к изменяющимся условиям существования. Итак, первый парадокс: изменчивость как фактор устойчивости. Трансформация в развитых странах связывается, как правило, микросоциальными и духовными процессами, т. е. с изменениями в личности в семье, в религии, ценностях и взглядах на жизнь. У нас же трансформация связывается, прежде всего, с макросоциальными процессами. Используя термин "трансформация" в западных источниках обращаются к проблемам измененного состояния сознания, связанного, например, с применением наркотиков, медитацией и пр., т. е. с тем, что затрагивает проблемы отдельного человека. Идеолог наркотических грез Тимоти Лири , проповедник природного начала Иванов являются представителями этого вида трансформации. Под воздействием химических средств или слов проповедника человек стремится выйти за пределы, ограниченные рамками реального, измениться достичь личностной трансформации и стать адекватным современности. Идет дискуссия о том, чтобы в процессе личностной трансформации не прибегать к извращенным и разрушающим здоровье средствам. Но принцип остается один: изменить мир изменяя себя. В нашей же стране иная модель: изменить мир, изменяя внешние условия существования. Второй парадокс заключается в том, что трансформация у нас - это ожидание изменений извне без готовности изменить себя. Изменение психического, духовного характера могут быть в нашей стране проблемой небольшой части духовной элиты столицы и крупных городов. На относительно небольшом, ограниченном пространстве столицы, как в лаборатории происходят опыты с духовной трансформацией, о которой много говорят на Западе. Здесь обозначается третий парадокс: подлинная личностная трансформация воспринимается как извращение. Одним из моментов трансформации общества является кризис. Кризис сказывается в отсутствии успехов в процессе деятельности, в неуправляемости социальной системы, в регрессии к более ранним формам существования системы. ............ |