Часть полного текста документа:Депонирование музыкальных произведений Инна Петренко, старший специалист отдела Авторского права ЗАО "Интеллект-Консалтинг" Обычно артист является только исполнителем музыкального произведения. Иногда еще и автором слов, реже - автором слов и музыки. Поиском новых текстов песен занимаются либо сами артисты, либо их продюсеры. На практике авторы слов и музыки предлагают свои произведения артистам или их продюсерам. Если произведение придется исполнителю по душе, согласовываются все условия дальнейшего его использования. Не секрет, что звукозаписывающие компании предпочитают "покупать" альбом артиста со всеми правами, в том числе и авторскими, и потому ставят вопрос о получении исполнителем всех необходимых разрешений от авторов песен. И часто случается, что артист исполняет произведение, получая гонорары и от рекорд-компаний, и за концертные выступления, а автор, например композитор, оказывается, что называется, в пролете: с ним договор не заключают, аранжировки с ним не согласовывают, авторские не отчисляют. Да еще выясняется, что вместо него автором указывается совсем другое лицо. Бывают и такие ситуации, когда незнакомый автор, например поэт, приносит свое произведение артисту (продюсеру, композитору), но возникает сомнение: нет ли в произведении несанкционированных заимствований (плагиата), действительно ли человек, принесший текст (кассету и пр.), является автором? До тех пор пока произведение не опубликовано под тем или иным именем, пока обнародованное произведение не зарегистрировано для целей сбора гонорара в Российском авторском обществе (РАО), приходится доверять имеющейся информации об авторстве на произведение и строить отношения на доверии, а не на документах. Представляется, что приемлемым выходом и для автора, рискующего, что его произведение "украдут" полностью либо по строчкам, и для продюсера, вкладывающего деньги в раскрутку песни, являются регистрация и депонирование произведения. Автору выдается свидетельство, подтверждающее факт существования произведения на такую-то дату и то, что на эту дату именно автор заявил о своем авторстве на это произведение. Копия такого свидетельства может быть приложена к договору автора с продюсером. Обратимся к российскому законодательству. Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (далее Закон) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права. Авторское право на произведение возникает с момента создания этого произведения в объективной форме. Эта норма закреплена в п.1 ст. 9 Закона. Из Закона следует, что для признания авторского права достаточно, чтобы произведение было выражено в определенной форме, будь то литературное произведение (стихотворение, повесть или роман); музыкальное произведение (с текстом или без текста); фотографическое произведение и т.д. (ст. 7). Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Термин "формальность" обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством той или иной страны. ............ |