Часть полного текста документа:Демиург М.А. Можейко В традиции маздеизма - первый человек, бессмертный смертный, лишенный бессмертия и выгнанный из рая за грех, первый предок всех людей, кому все люди обязаны как своим существованием, так и своим страданием. Демиург (греч. demiurgos - мастер, ремесленник, от demos - народ, ergon, urgos - работа) - термин, встречающийся в греч. литературе начиная с Гомера. В гомеровских поэмах Д. одновременно и мастеровой, и герольд, предсказатель; позднее это слово означает скорее ремесленника - плотника или кузнеца. В истории философии оно приобретает особое значение в диалоге Платона "Тимей", где Д. предстает как "творец и родитель Вселенной", производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью. Речь не идет о творении "из ничего", роль Д. сводится к тому, чтобы привести мир видимых вещей, пребывающих в "нестройном и беспорядочном движении", "из беспорядка в порядок", привести каждую вещь "к согласию с самой собой". Д. ведет все к благу, поскольку само благо, творение происходит благодаря уму; мир, "живое существо, наделенное душой и умом", родится "с помощью божественного провидения", по замыслу вечносущего бога. Согласно Платону, Д. создает душу мира из трех частей - предела, беспредельного и их смеси. Затем мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга - внешний (сфера неподвижных звезд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время как "движущееся подобие вечности". Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ - "ставшие боги" совместно с Д. принимают участие в творении человека. Платон называет космогонию, предложенную в диалоге "Тимей", "правдоподобным мифом", в связи с чем довольно трудно решить, считал ли он, что создание мира Д. было конкретным событием в конкретный момент времени в прошлом, или это выраженное в хронологической форме платоновское представление о соотносительной ценности различных элементов Вселенной, об онтологическом приоритете идеального. В Академии платоновской космогония "Тимея" была истолкована метафорически, рассказ о сотворении тела после души использовался для описания вторичности тела по отношению к душе. Аристотель употреблял слово "Д." в традиционном значении - "ремесленник", "мастер". Концепция Д. развивалась в неоплатонизме и у некоторых гностических авторов. Согласно Валентину, Д. располагается ниже эонов, ниже Софии, он устраивает мир феноменов, не имеющий отношения к невидимому Богу. Для Маркиона Д. тождествен Богу Ветхого Завета. Этот Д. зол и злы его творения, закон, который он предписывает, порождает грех и бессилие человека. Чтобы войти в царство благого Бога, человек должен освободиться от власти Д. и от связи с материей. Против гностического понимания Д. как источника зла в мире выступал Плотин в "Эннеадах". Solmsen F. Plato's Theology. New York, 1942; Goldschmidt V. La Religon de Platon. Paris, 1949; Ambellian R. La notion gnostique du Demiurge dans les Ecritures et les traditos judeo-chretiennes. Paris, 1959. *** (Греч. demiourgos - "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-создатель) - субъект миро-творения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. ............ |