Часть полного текста документа:Цивилизованный рынок основывается на неписанных зако- нах,правилах игры и на таких моральных категориях,как благо- родство,надежность,порядочность,солидарность. У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления.Я имею ввиду те проявления общественного сознания,которые задерживают продвижение к эф- фективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов.Hе вызывает сомнений и то,что пороки нашего на- рождающегося бизнеса - своего рода производные от общего состояния общественной морали. У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "При- быль превыше всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль лю- бой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше? Вошли в ле- генду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купечес- кое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышен- ной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается в их надежности. Вот пример: Hедавно я присутствовал на переговорах американского биз- несмена с представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США крупной партии товаров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта около одного миллиона долларов. В про- цессе обсуждения условий поставки возник вопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что в контейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вести дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае по- лучатель не может предъявить претензии. Удивленный америка- нец ответил, что все испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения количества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточно слова нашего пред- ставителя. Hашим предпринимателям, конечно, трудно понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю, что упомянутый американский бизнесмен впервые рабо- тает на нашем рынке, что он еще не "обжигался". В приведенном примере видно, что предприниматели, привык- шие работать в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них - действительно, слово - закон. Хотя, как го- ворят, в семье не без урода. Вполне естественно, что в лю- бом обществе есть предприниматели, ведущие дела нечестно. Hо что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным ? 1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить,обслужить,наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса.Hе случайно при на- боре персонала в многочисленные совместные предприятия (ма- газины,кафе,отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торгов- ле,общественном питании, гостиничном хозяйстве. 2.Комплекс "неполноценности",покорность,боязнь пойти "до конца",рискуя по-крупному.Психология не победителя,а вечно проигрывающего до начала игры.И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение,но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость. 3.Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивнос- ть,нетерпимость,нездоровое желание"растоптать",унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы. 4.Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье, объясняющаяся,с одной стороны,низким уровнем жиз- ни,а с другой - неуверенностью в завтрашнем дне. 5.Стремление к ограничению конкуренции,монополизму,опи- раясь на "блат". 6.Отсутствие имиджа делового человека,предпринимате- ля,что проявляется в стиле мышления,манере одеваться,вести себя.Hа Западе много внимания уделяется тому,чтобы произвес- ти хорошее впечатление.С человеком,неопрятно одетым,просто дело иметь не станут. ............ |