Часть полного текста документа: Приоритет гносеологии. Проблема достоверности знания: рационализм Р. Декарта. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую" Декартовское сомнение призвано снести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в самом своем существе. Антитрадицио- нализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы гово- рим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о созда- нии нового типа общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной сто- роны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетли- во, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению". Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно ныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен контролировать историю во всех ее формах, начиная от строи- тельства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой. Прежняя наука выглядит, по Декарту, так, как древний город с его внеплановыми постройками, среди ко- торых, впрочем, встречаются и здания удивительной красоты, но в котором неизменно кривые и узкие улочки; новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого ме- тода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что применение последнего сулит человечеству неведомые прежде возможности, что он сделает людей "хозяевами и господами природы". Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Де- карт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укорене- но в традиции; отбрасывая одни аспекты последней, Декарт опирается на другие. Философское творчество никогда не начи- нается на пустом месте. Декартова связь с предшествующей философией обнаружива- ется уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыбле- мого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосоз- нании. "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое досто- верное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августином, в полеми- ке с античным скептицизмом указавшим на невозможность усом- ниться по крайней мере в существовании самого сомневающего- ся. И это не просто случайное совпадение: тут сказывается общность в понимании онтологической значимости "внутреннего человека", которое получает свое выражение в самосознании. Не случайно категория самосознания, играющая центральную роль в новой философии, в сущности, была незнакома античнос- ти: значимость сознания - продукт христианской цивилизации. И действительно, чтобы суждение "мыслю, следовательно, су- ществую" приобрелозначение исходного положения философии, необходимы, по крайней мере, два допущения. ............ |