Часть полного текста документа:Даймё Вторыми по значимости после клана Токугава были кланы, возглавляемые даймё. Титул даймё переводят как "большое имя" ("дай" - большой; "мё" или "мёдэн" - лен, где выращивали рис), но лично я бы перевела это "в лоб" как "большая земля" или, если начать фантазировать, "владелец большой земли". Даймё были печально известны своей воинственностью и склонностью к экспансии за счёт более слабых соседей и без конца грызлись между собой. Только таким безусловным лидерам как Нобунага, Хидэёси и Иэясу удалось их объединить в более-менее плодотворный союз. Основная заслуга плодотворности такого союза состояла в жёстком контроле, постоянных проверках и нейтрализации неблагонадёжных - Иэясу и его потомки крепко помнили, что император и знать лишились политической власти как раз потому, что потеряли контроль над провинциальными воителями. Вследствие такого недостатка централизованного контроля, феодальные "бароны" смогли накинуть и затянуть свою петлю на императорской семье и всех остальных общественных классах феодальной Японии, которые стояли на их пути, таким образом быстро и эффективно избавившись от всех возможных конкурентов. В конечном итоге единственным препятствием для даймё стали они сами и их личные амбиции. Для Токугава же феодальные правители - из чьих рядов вышли они сами - были главным источником проблем, поскольку они управляли независимыми ленами, содержали собственные отряды воинов и имели достаточные средства для финансирования военных операций. В силу политической нестабильности и вооружённых восстаний даймё вполне могли нарастить мощь, превышающую пределы, заданные Эдо. Что затем могло быть использовано против существующего режима Токугава (по древнему принципу гэкокудзё - "низы побеждают верхи") - разумеется, при отсутствии должного контроля. Режимом Токугава использовался древний принцип "разделяй и властвуй", согласно которому даймё чётко дифференцировались по размеру лена, доходу, рангу при дворе. Вполне естественно, что это создавало атмосферу недоверия и нездорового соперничества и зависти. Не добавляла теплоты в отношениях между даймё и сёгуном необходимость оставлять своих жён и детей, когда сам даймё отправлялся в своё "имение" или необходимость раз в два года присутствовать при дворе. Историки сходятся во мнении, что общее количество даймё в период Токугава составляло около 260 человек. Статус каждого определялся в зависимости от множеств критериев, первым из которых были феодальные взаимоотношения между сёгуном и даймё. Некоторые даймё, например, принадлежали к побочной ветви дома Токугава, это были "родственные вассалы" (симпан) или "семейные даймё (камон). К ним относились три "высокопоставленные семьи" (Кии, Мито и Овари), управлявшие ближайшими к Эдо провинциями, члены которых занимали самые важные должности в центральном правительстве. Далее следовали наследственные даймё (фудаи), которые были вассалами Токугава еще до великой и решающей битвы при Сэкигахара. Они также занимали важные позиции в бакуфу, и их лены окружали защитным кольцом центральные территории, находившиеся под прямым контролем Токугава. В третью группу так называемых посторонних даймё (тодзама) входили лидеры некогда враждебных Иэясу кланов, которые признали его титул сёгуна после сражения при Сэкигахара. ............ |