ДАОССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЯВЛЕННОГО ДАО
(философско-методологический анализ)
Специальность: 09.00.01 - онтология и теория познания
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Заметно усилившийся в недавнем прошлом на Западе (в Европе и США) и в России интерес к восточным учениям, в целом, и к даосизму, в частности, не ослабевает, а, пожалуй, продолжает расти. Показательно, что "Дао-дэ цзин" по количеству переводов на различные языки находится на втором месте после Библии.
Появились в огромном множестве клубы, специальные школы изучения восточной философии, в том числе цигуна, боевых искусств, являющихся одними из направлений даосской практики. Особо следует отметить пристальное внимание к даосизму среди отечественных философов и других представителей ученого мира: физиков, психологов, экономистов и медиков.
Среди определенного круга современных исследователей, интерес к даосизму усиливается в связи с необходимостью развития методологии философии и науки на основе новейших теорий и разработок в области физики и психологии (о чем свидетельствуют, например, книга Ф. Капра "Дао физики" и публикации С. Грофа).
Сейчас, когда перед человечеством остро встали проблемы глобальной экологии, важно обращение к наследию даосской философии, в которой подчеркиваются взаимосвязь и взаимовлияние между человеком, другими живыми существами и миром в целом.
Современное российское общество переживает этап смены мировоззренческих ориентиров, возможно, за счет переоценки европейской духовной традиции. Во всяком случае, обращение к ещё мало изученным аспектам восточной философии может принести нам неожиданную пользу.
В свою очередь, даосское понимание мира представляет несомненный интерес для решения, по крайней мере, следующих онтологических проблем: природы мироздания, его единства, организации и системности, соотнесённости небытия и бытия, необходимости и свободы и т.д.
Даосизм (кит.д.ао цзя, дао цзяо) - это китайская духовная традиция, неотъемлемой и притом фундаментальной частью которой является философия.
Основополагающие идеи даосской философии, как отмечает А.Е. Лукьянов, были изложены в период с VI по II вв. до н.э. в произведениях Лао-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы, а также в сочинении "Хуайнань-цзы", написанном Лю Анем и др. авторами.
Как отмечают Вэнь Цзянь и О. Бойко, в настоящее время на территории Китая даосизм представлен двумя главными школами: школой Совершенной истины (Цюаньчжэнь) и школой Пути неба (Сяньтяньдао).
Степень научной разработанности проблемы
Исследование даосизма имеет давнюю историю. Одними из основоположников изучения философии даосизма в России являются В.П. Васильев, В.М. Алексеев, С.М. Георгиевский, Ю.К. Шуцкий. Заслугой Ю.К. Шуцкого является изучение "Книги перемен"; В.П. Васильев много внимания уделил соотнесению культуры и философии Китая. К наследию даосской философии обращались в своем творчестве отечественные поэты и писатели: Л.Н. Толстой, А.А. Блок.
В истории отечественного востоковедения нужно особо выделить проблемы перевода даосских текстов и понимания основных терминов. ............