Что такое достопримечательные деревья?
Несчастный, кто не понимает красоты деревьев!
Несчастный, кого не охватывает сладкое волнение
при виде такого удивительного исторического предмета
как старый дуб!
(Марсель Прево, 1916 год.)
Во всех уголках нашей планеты встречаются примечательные представители древесной флоры, приковывающие внимание к факту своего существования со стороны человека. Чаще всего, такого внимания заслуживают отличающиеся от своих собратьев изрядными размерами или же необычной формой деревья, возраст которых достигает несколько сотен лет. С древнейших времен люди восхищались такими деревьями и почитали их. Часто такое почтение основывалось на мистическом отношении к силам природы, и дерево становилось объектом религиозного поклонения.
С деревьями связан целый пласт народных культурных традиций. В мире существуют тысячи пословиц, поговорок и примет, касающихся отдельных примечательных деревьев. Многовековые деревья становятся объектами творчества художников, писателей, поэтов. Однако наиболее сильно вековые деревья влияют на духовно-эстетическую составляющую человеческой жизни.
У отдельных народов, в зависимости от условий их местообитания, определенные виды деревьев выделяются наибольшим почтением. Так, практически у всех европейских (и некоторых азиатских) народов наиболее почитаемым деревом считался могучий дуб. Дуб символизировал мощь, силу, природную энергию. Хорошо известно, что дуб у славян являлся деревом Перуна - главного бога их языческого пантеона. Древние греки посвящали дуб богу Аполлону, а римляне - Юпитеру. Многие народы наибольшим почтением окружали те дубы, на ветвях которых росли ветки омелы [1].
Другим не менее почитаемым деревом у славян, а так же в странах Балтии, считалась липа. Липовые деревья нельзя было рубить, под ними проводились важные общественные собрания, их сажали возле церквей. Таким же трепетным у славянских народов было отношение к калине, вербе и березе. В балтийских странах священными и почитаемыми деревьями нередко становилась сосна и береза.
В странах мусульманского Востока священными деревьями считались старые фисташки, чинары-платаны и шелковицы. Считалось, что вырубка этих деревьев - большой грех. А тот, кто посадит дерево шелковицы или чинары - обязательно заслужит благосклонность Аллаха.
Такие почитаемые деревья всегда обладали определенным типом запрета для хозяйственной деятельности человека. Вокруг них существовала некая охранная территория, а сами деревья запрещено было не только рубить, но иногда даже просто прикасаться к ним. Если человек, уничтожал священное дерево, то, по поверьям многих народов, святотатца и весь его род должны преследовать горести и несчастья. В священную рощу могли заходить только специальные смотрители, вход в рощу часто охраняла вооруженная стража. Здесь запрещался даже сбор хвороста, ягод и грибов. Любой преступник, спрятавшийся в священной роще, или попавший под сень почитаемого дерева, становился неприкосновенным. Интересно, что у удмуртов за рубку почитаемого дерева еще в начале 20 века взымали штраф 1 рубль или арестовывали на 2-3 суток [4].
У древних германцев даже за обдирание коры со священного дерева грозило очень суровое наказание. Преступнику вскрывали живот, пупок пригвозжали к дереву и вертели осужденного вокруг дерева до тех пор, пока все его внутренности не наматывались на ствол. Целью наказания, очевидно, была замена мертвой коры чем-нибудь живым, исходящим от преступника. ............